Маркетплейсы смещают лидеров рынка
За последнее время появилось сразу несколько новостей, которые заставляют по-новому взглянуть на роль торговых интернет-площадок. Впервые онлайн-маркетплейс сместил с первого места лидера fashion-рынка интернет-магазин традиционного ритейлера. В то же время площадка Farfetch стала владельцем нескольких модных марок.
По оценкам компании Infoline, выручка крупнейшего в 2018 году оператора российского fashion-рынка ГК «Спортмастер» в январе—июне 2019 года выросла на 6–7%, до 51,5 млрд руб., что опустило группу опустилась на второе место рейтинга. Первую строчку занял интернет-магазин Wildberries, оборот которого за полгода увеличился на 79%, до 85 млрд руб. На одежду, обувь и аксессуары пришлось около 73% продаж, или 62,4 млрд руб., уточняет Коммерсантъ. «Спортмастер» был лидером российского fashion-рынка долгие годы, а онлайн-магазин впервые становится лидером сегмента ритейла. Взлет Wildberries эксперты отмечают в первую очередь расширением пула поставщиков, который вырос в два раза до 13,5 тыс. компаний.
Впрочем, утверждает гендиректор Infoline Иван Федяков, этот тренд касается не только fashion-ритейла. Наибольший потенциал онлайн-розница может также иметь в сегментах бытовой техники и электроники, а также DIY.
Wildberries также стала самым быстрорастущим ритейлером. Собственная сеть пунктов выдачи заказов Wildberries насчитывает 4,8 тыс. точек, а к концу 2019-го их количество планируется увеличить до 6 тыс. В топ-3 быстрорастущих сетей, кроме Wildberries, входит еще один интернет-магазин - Ozon, а третье место занимает торговая сеть «ВкусВилл».
Маркетплейсы не только смещают традиционные магазины с первых мест рейтингов, но и становятся их полноценной заменой. Так, Wildberries, стала эксклюзивным онлайн-продавцом Mexx в России. А покинувший Россию бренд River Island теперь продает Lamoda.
Мировые лидеры интернет-торговли идут еще дальше. Они покушаются не только на классический ритейл, но и устремляют свой взгляд на производство. Amazon владеет более чем 80 лейблами, на сайте Asos представлено шесть собственных брендов. На этой неделе маркетплейс Farfetch, работавший только со сторонними брендами, объявил о покупке итальянского холдинга New Guards Group.
Основанная в 2015 году в Милане New Guards Group занимается производством продукции под несколькими премиальными брендами, в том числе, бренда Off-White Вирджила Абло. Эта марка уже входит в десятку самых популярных на Farfetch, а портал Lyst, анализирующий статистику покупок пяти миллионов клиентов интернет-магазинов во множестве стран, назвал его самым востребованным брендом мировой fashion-индустрии.
Силы для развития у площадки есть. Объявление о покупке совпало с подведением финансовых итогов второго квартала 2019 года. Выручка Farfetch Limited увеличилась на 42,7% до 209,3 млн долларов. Компания зафиксировала рекордный общий объем оборота товаров (GMV) онлайн-платформы - 488 миллионов долларов (рост 44%). Общий прирост без учета колебания курса валют – 49%. Доходность сервисов платформы увеличилась на 53% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, а доля активных потребителей - на 56%.