В этом году без особого шума и помпы в России произошло событие, которое является значимым даже по мировым даже по мировым меркам: появился еще один завод по выпуску часовых механизмов. Часовой завод «Мактайм» начал выпуск механизмов хронографа 3133.
Без пафоса
«Почему у нас все получается? — вопросом на вопрос как-то ответил директор «Мактайма » Александр Макаров. — Наверное потому, что мы не тратим силы на создание вокруг себя какого-то шума и не жалуемся, что кто-то нам не помогает. Мы просто работаем ». Третий московский часовой завод, которым теперь по праву может именоваться «Мактайм », не окружен излишним пафосом. Его штаб-квартира не сияет издали стеклом и алюминием, как головные офисы швейцарских или японских компаний. Нет у него и многоэтажных корпусов с десятками тысяч работников, какие были у заводов времен СССР. Цеха единственного в Москве производителя механизмов можно вообще не заметить между железнодорожных путей на станции «Депо ». Да и вблизи несколько новых корпусов «Мактайма » никак не ассоциируются с чистотой и точностью часового производства. Между тем здесь находится офис наиболее динамичной российской часовой компании. И здесь делают самые сложные в России часы. Несмотря на то что деятельность «Мактайма » связана с часами с самого основания компании в 1996 году, на рынке традиционных часов до последнего времени он известен не был.
Очень долго фирма специализировалась на производстве часов в золотых корпусах и в своей нише по количеству выпускаемых золотых часов была и остается лидером рынка. На часовой рынок предприятие вошло два года назад, когда неожиданно для всех приобрело контрольный пакет пензенской «Зари ». Тогда все удивлялись и недоумевали: зачем успешной фирме такой балласт? В ином ключе пензенский завод никто не рассматривал. Однако прошло два года, а производство в Пензе, несмотря на все предсказания, вовсе не собирается закрываться. Более того, «Заря » демонстрирует, может, не самые выдающиеся, но наиболее стабильные показатели в отрасли. Если в этом году большинство часовых заводов сократили выпуск продукции практически вдвое, то на «Заре » падение было вдвое меньшим и составило порядка 25%.
Следующий шаг на пути превращения из производителя золотых корпусов в часовую мануфактуру «Мактайм » сделал в этом году, когда приобрел у «Полета » оборудование и технологию производства механизма 3133. Это приобретение стало еще большим сюрпризом для рынка, чем предыдущее. Калибр 3133 — единственный в России механизм хронографа. Несмотря на довольно старую конструкцию и отсутствие АПЗ, он по-прежнему остается весьма востребован как среди российских производителей часов, так и зарубежом. Это неудивительно: механизм хронографа — изделие весьма сложное, и даже в наш век современных станков и турбийонов во всем мире вряд ли найдется больше полутора-двух десятков компаний, производящих такие механизмы. И когда стало понятно, что чуть раньше или чуть позже часовое производство «Полета » будет продано и выведено из центра Москвы, на «Марксистскую » потянулись покупатели. Среди них были и ведущие российские заводы, и известные зарубежные фирмы. Но никто не предполагал, что 3133 в итоге достанется «Мактайму ». Событие сталошоком для всех.
Эвакуация
Документы о продаже технологической цепочки были подписаны в январе. По условиям договора, «Мактайм » должен был вывезти все оборудование с территории «Полета » до конца мая. При этом планировалось, что сборка механизмов не будет прерываться. Мало кто верил в реальность выполнения таких планов. Однако, если не считать некоторых временных задержек, неизбежных в нашей стране, все прошло по плану. Вместе с оборудованием «Мактайм » получил большой объем незавершенного производства, то есть отдельных деталей. Также с «Полета » на «Мактайм » было переведено около 200 человек рабочих, занятых на производстве 3133. И уже в феврале из этих комплектующих «Мактайм » начал осваивать сборку механизмов. Часть станков еще оставалась на «Полете », а часть тряслась в кузовах грузовиков, когда в сборочном цехе «Мактайма » праздновали выпуск первого механизма.
Говорят, что два переезда равны одному пожару. Процесс перевоза оборудования с «Полета » был больше похож даже не на переезд, а на эвакуацию. Чтобы разместить станки и людей в условиях жесткого графика, «Мактайму » за короткий срок пришлось построить три новых корпуса. Временами запуск оборудования шел примерно как во время войны: станки сгружались на землю, к ним подключалось электричество, сооружался навес и прямо под навесом, без стен, они начинали работать. Два в одном Сегодня «Мактайм » представляет по сути два предприятия внутри одного: «золотое » производство и производство механизмов. Разница между ними колоссальная. На первом — идеальные чистота и порядок, много свободного пространства, работники — в основном молодежь. Здесь в размеренном ритме все работает уже много-много лет. Производство механизмов — почти полная противоположность. Один из производственных корпусов еще продолжает достраиваться.
В остальных плотность оборудования на квадратный метр явно превышает все мыслимые нормы. В основном это старые станки, часть из них законсервирована и укрыта полиэтиленом. Персонал — те, кому за 60. Все это следствие сверхбыстрого переезда. Работа по приведению цехов в порядок предстоит немалая, но главное достигнуто — производство механизмов на «Мактайме » работает! Несмотря на свои, вроде бы, скромные размеры и пока неказистый внешний вид, это полноценная мануфактура. Здесь от начала до конца производится большинство деталей механизма, в том числе и такие традиционно сложные, как платина, баланс, анкерное колесо и анкерная вилка, спираль баланса и пружины. Здесь же происходит сборка отдельных узлов механизма.
Извне «Мактайм » получает лишь камни и мосты, последние выпускаются на пензенской «Заре ». И только окончательная сборка хронографа происходит на отдельной территории. Приняв от 1-го МЧЗ эстафету в начале года, сегодня «Мактайм » выпускает около трех с половиной тысяч механизмов 3133 в месяц. И перед предприятием стоят сразу несколько задач: довести производство до уровня 5 тысяч штук и довести качество до уровня, определенного техдокументацией советских времен, когда о точности и надежности 3133 ходили легенды. Ну и важнейшая задача — подготовка кадров. Чтобы у производства было будущее, необходимо обучать молодых.
50:50
Почему во времена, когда все стараются избавиться от производства, считая его безнадежным и нерентабельным, «Мактайм » продолжает инвестировать в него деньги? Наверное, потому что «Мактайм » вообще не совсем обычное предприятие. Например, платит все налоги — за прошлый год суммарные платежи в бюджеты различных уровней составили более 100 миллионов рублей. А на вопрос «Почему вкладываете? » Макаров отвечает: «Несколько лет назад мы поставили перед собой стратегическую цель — добиться соотношения продаж на внутреннем рынке и на экспорт 50:50. Распределение продаж по рынкам сбыта — это залог надежности и стабильности бизнеса.
Производство механизмов является одним из шагов к решению этой задачи, к тому же дает нам возможность выйти на новые рынки и обрести независимость от поставщиков ». Освоив выпуск 3133, «Мактайм » превратился в вертикально интегрированный холдинг, охватывающий этапы от производства механизмов разной степени сложности до выпуска часов из обычных материалов и золота. Несмотря на множество неизбежных трудностей, Макаров смотрит на жизнь с оптимизмом. Каждый из проектов компании имеет неплохие шансы на развитие. «Летом-осенью мы участвовали в нескольких зарубежных выставках. Одним из приятных сюрпризов стала хорошая известность марки «Заря » в некоторых странах, особенно в Восточной Европе. Ряд заключенных нами контрактов позволяют существенно повысить объемы выпуска и продаж часов с этой маркой ». Традиционная продукция «Мактайма » — золотые часы — более чем успешно продается по всей России.
В этом году в дополнение к недорогим легковесным часам запустили сразу несколько моделей с уровнем цен от $1000 и выше. Механизмы хронографа — по большей части экспорто-ориентированный продукт. «Мактайм » уже отправляет их в Германию, Австрию и целый ряд других европейских стран. Есть планы по выпуску собственных часов в стальных корпусах на базе 3133. Предварительные переговоры с партнерами показали наличие высокого спроса на такую продукцию. Во всем мире на 100 компаний, выпускающих часы, приходится в среднем около одной, производящей механизмы. Обычно их деятельность остается в тени и не освещается красочными пресс-релизами и шумными презентациями. Но именно они составляют основу часовой отрасли. И рождение предприятия, выпускающего сложные механизмы для часов, является событием даже по мировым меркам. Что уж говорить о России, где часовые заводы в последнее время впору причислять к вымирающим видам? Непонятно только, как теперь правильно именовать московские заводы. «Полет », некогда 1-й часовой, механизмы больше не производит. Ситуация на 2-м часовом, «Славе », имеет неопределенный характер. Так что «Мактайм » внезапно для себя и для всех остальных стал вовсе не третьим, а скорее первым московским часовым заводом.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 6-2005
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна