От хобби до бутика
Весной 1999 года московский бомонд собрался в отеле «Метрополь», чтобы посмотреть на новый арт-проект молодого, но уже известного дизайнера и архитектора Максима Назарова - «Максилениум». Вопреки ожиданиям, предметов интерьера публика не увидела. Вместо этого ее ждали 10 работ, сочетавшие в себе фотографию и графику, и 150 экземпляров особых часов. Идея проекта – «у каждого человека ровно столько времени, сколько он сам себе отмерил» - была навеяна восходящей к XVIII веку историей о часах тамбовского самоучки Пашки Нечая, которые останавливались через строго заданное время. Одним из клиентов Нечая стал император Павел I, который был убит точно в тот день, на который был назначен останов часов.
Часы и время затягивают. Заинтересовавшись часовой темой, Максим Назаров уже через полгода создал эскиз первой собственной модели. Но эскиз – еще не часы. Три месяца переписки с различными китайскими производителями ни к чему не привели: те то ли не хотели, то ли не могли сделать корпус таким, как его видел дизайнер. Тогда он взял чертежи и поехал в Чистополь, на завод «Восток», и осенью первые 10 экземпляров часов Максима Назарова были показаны на выставке в Москве.
Почему успешный дизайнер сменил род занятий? «В часах я впервые ощутил превосходство над материалом. Мне было интересно работать с тем, с чем раньше не сталкивался. Интерьеры, декорации – все это моя специальность, меня этому учили, и через некоторое время в этих областях все стало понятно и очень уж просто. В часы же я вкладываю эмоции, которые помогают мне найти себя заново», - отвечает Назаров.
Разумеется, ни о каких массовых заказах на той выставке речи не шло. Но тогда, в 2000-м, в сознании людей еще не было ни понятия «авторские часы», ни громких имен часовых дизайнеров. Поэтому модели Назарова были отмечены публикой как что-то необычное и интересное. А это подстегнуло Максима к дальнейшему развитию проекта.
«Попав на «Восток», я удивительно гармонично ощутил себя внутри заводских цехов. А после выставки объехал все часовые заводы, пришел в компанию «Полет-Хронос» и попросился к ним на стажировку», - рассказывает Максим. В течение семи лет он ходил на «Полет» как на работу, осваивал различные станки и операции, сам изготавливал все детали для своих часов. Источником денег все это время оставались заказы на создание интерьеров. Однако известность Назарова как часовщика росла, и три года назад он смог полностью сосредоточиться на часах. Создал фирму, на небольшой площадке, арендованной на бывшем часовом заводе в Угличе, установил необходимое для производства корпусов оборудование. А в конце прошлого года бутик Maxim Nazarov появился в одном из самых престижных московских магазинов – ТЦ «Сфера» на Новом Арбате.
Продукт социума
Работая над «Максилениумом», Назаров и не думал, что часы когда-либо превратятся в бизнес. Все произошло как бы само собой. «Вокруг меня всегда были люди, которых интересовало мое творчество – будь то интерьеры или часы. Кто-то из них просил продать вещи, сделанный мной для себя, для души, другие заказывали что-то конкретное» - рассказывает Максим. Так сперва появились клиенты, а затем и партнер, который помог создать компанию: «Социум принудил меня сделать из хобби бизнес».
Почему из всего многообразия марок и моделей люди выбирают часы от Назарова? «Для них это не просто товарообмен. Они чувствуют теплоту этих часов, ценят красоту и то, что все это сделано здесь, в России. Причем не безликим заводом, а руками конкретных людей», - считает автор. За семь лет стажировки на «Полете» он научился всему, что нужно для создания часов. Точить, полировать для него уже не бизнес, а образ жизни.
Своим стремлением участвовать в процессе рождения часов от начала до конца Назаров ломает представление о дизайнере как о человеке, работа которого ограничивается созданием эскиза. Он и не относит себя к дизайнерам, называет скорее прикладником, ремесленником. «Дизайнер создает изделие в соответствии с заказом, просчитывает себестоимость, реакцию определенного потребителя. Я же в первые годы был ближе к искусству и не думал, как можно реализовать мои идеи, сколько это будет стоить и будут ли покупать мои часы. Сегодня для меня важно мнение людей, которые приходят в бутик и высказывают свои замечания. Хотя это не повод тут же вносить кардинальные изменения. Мир устроен так, что если твой товар честен – он найдет покупателя», - считает Максим.
Процесс создания часов у Назарова действительно больше похож на творчество художника, чем на стандартный индустриальный подход. Многие вещи изготавливаются не по четким спецификациям, а по наитию. Например, цвет стрелок или циферблата не определяется заранее, а подбирается под определенную фактуру.
Широко известный в узких кругах
Назаров часто сравнивает себя с художниками-конструктивистами начала ХХ века: «Они были романтиками, честно работали и даже не осознавали, что нет никакого госзаказа на их произведения, не думали о том, что ждет их впереди. Они просто верили в будущее и творили. Я тоже никогда ни на кого не рассчитывал и создавал что-то не потому, что есть заказ, а потому что мне это интересно».
Это сопоставление неслучайно: именно конструктивизм и супрематизм лежат в основе творчества Назарова. Создавая русские часы, он стал первым, кто отказался от традиционных попыток использовать в качестве основы лубочное искусство, византийскую символику или наследие времен холодной войны. «Если мы хотим сделать русский продукт, то нужно использовать действительно лучшее, что было в русском искусстве, что признано во всем мире и находит покупателей на крупнейших аукционах Sotby’s, Christie’s», - говорит Максим.
В качестве базы для своих моделей он взял конструктивизм, точнее супрематизм – направление в искусстве, основанное на комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических форм. Родившись в России в начале ХХ века, конструктивизм дал жизнь многим течениям в современной мировой культуре, а имена Родченко, Малевич знакомы даже людям, далеким от искусства.
«Малевич считал, что лучше Бога изобразить природу никто не сможет, поэтому нет смыла ее копировать. Он выражал свои чувства через геометрию – так, как до него никто не делал. Можно продолжить аналогию: кто лучше швейцарцев, того же Patek Philippe, сделает классические часы? Никто. А значит, не нужно с ними в этом соревноваться. Нужно делать свое, то, что никто другой не сможет. Я делаю свои часы такими, какими я их чувствую», - объясняет свое творчество Максим.
Назаров не пытается поймать конъюнктуру рынка или вычислить востребованный именно сегодня размер корпуса. «Мне не интересны просто классические часы, которые невозможно идентифицировать с 10 метров. Мои часы должны быть настолько яркими, чтобы сразу было понятно, что это и откуда произошло. Мы же сразу определяем, например, японские продукты и даже отличаем их от китайских. У каждого народа есть свои истоки и своя субкультура. К сожалению, в России забыт большой и яркий пласт культуры. Сделать часы, вплетающиеся в этот пласт - очень интересная задача».
Но чтобы вещь была по-настоящему японской или французской, недостаточно просто нарисовать иероглифы или Эйфелеву башню. Люди поверят, когда увидят качество и честность. В 2000 году, когда появилась модель Asnova, мнения о ней разделились. Кто-то возмутился: и как по этим треугольничкам определить время? А другие восторженно ахнули. Назаров не просто заимствовал из супрематизма какие-то приемы, он честно и досконально проработал русское искусство 20-х годов и сделал вещь, которая однозначно является продолжением традиций мастеров ХХ века.
Опора на конструктивизм стала и минусом, и плюсом для роста популярности часов Назарова. Этот художественный стиль не допускает полутонов в отношениях: человек полностью его принимает или отвергает. Нет людей равнодушных к Малевичу: его или почитают, или не понимают. Поэтому круг потенциальных клиентов Назарова существенно уже, чем у привычных орлов-гербов. Но зато эти покупатели более верные. Большинство из тех, кто когда-либо приобрел у Максима часы, приходят в бутик вновь и вновь, приводят сюда своих друзей, остаются поговорить, поделиться ощущениями.
«Сейчас в моде патриотизм, - замечает Максим. - Но что мы понимаем под этим словом? Я общаюсь с очень многими известными людьми, с теми, у которых были и есть Cartier и Patek Philippe. Так вот, у них чувство патриотизма развито гораздо сильнее, чем у какого-нибудь жителя глубинки. Но патриотизм не в том глобальном смысле любви к великой Родине, как нас учили в школе, а в виде гордости за то место, где живешь и работаешь, за успехи людей, которые рядом с тобой. Благодаря моим часам они получают новые эмоции и, в свою очередь, вдохновляют меня на создание чего-то нового. Я не являюсь сумасшедшим одиночкой. Мне важно, чтобы мое творчество приняли те, кто умеет ценить в часах индивидуальное».
Живопись для слабовидящих
Сложно сказать, что именно подтолкнуло Максима Назарова к следующему шагу: собственные мысли или мнение многих клиентов о том, что часы начинаются с механизма. Так или иначе, в марте он планирует показать свой собственный механизм. Всех секретов пока не раскрывает – часть патентов еще находится на оформлении. Говорит, что это будут часы с принципиально новым способом индикации, который позволит определять время даже людям со слабым зрением. Второй их особенностью должна стать оригинальная система завода пружины.
На вопрос о том, как связаны часы для слепых и изобразительное искусство, отвечает, что в целом никак. Правда, обещает, что в механизме будут использованы отдельные материалы и решения, напоминающие о российской архитектуре 20-х годов, и добавляет: «У меня нет цели удивить мир каким-то необычным использованием идей некоей артшколы. Я просто хочу показать, что для того, чтобы делать интересные вещи, не обязательно жить в Швейцарии».
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №2-2009
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна