Максилениум

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Часы не для вечности</span></span></p>

Чем измерить время? Часами, минутами, секундами. Этих «капель вечности» вечно - то мало, то слишком много; и мы то летим вперед, то погружаемся в спячку, то вновь устремляемся куда- то.

Чем измерить время? Часами, минутами, секундами. Этих «капель вечности» вечно - то мало, то слишком много; и мы то летим вперед, то погружаемся в спячку, то вновь устремляемся куда- то. И все чаще глядим на циферблат, пытаясь узнать, сколько там осталось «до», и сколько прошло «после», хочется жить набело, без черновиков!
Быть хозяином своей жизни, выбирать судьбу и назначать сроки. Но как собраться, заставить себя не разбрасываться, не убивать время и не гнать его вперед? Нужен стимул. И вот таким стимулом, который всегда будет под рукой - точнее, на руке - вполне могут стать часы. Часы, момент остановки которых можно задать наперед.

Идея
«У человека столько времени, сколько он сам себе назначит...» - эта мысль лишила покоя московского дизайнера Максима Назарова. Дизайнер - не столько художник, сколько воплотитель идей; человек, который превращает мечты в предметы, которые можно увидеть и потрогать. Готового ответа на вопрос, как получить «обратный» отсчет времени в реальных часах, у Назарова не было. И он стал искать его в прошлом.
Работая в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) с материалами о развитии часового дела в России, он отыскал документ 1799 года за подписью графа Пронунина. В нем сообщалось, что часовщик-самоучка из Тамбовской губернии Пашка Нечай создал удивительный «механизм часового хода», прекращающий свое движение в точно установленный срок. Там же были обнаружены документальные свидетельства того, что император Павел I заказал несколько экземпляров в личное пользование, установив длительность хода каждого из них на особый промежуток времени.
Следующим шагом стало создание стройной логической цепи рассуждений: «Всему свое время, но оно ограничено, а значит, ценность оставшегося времени растет с каждой ушедшей минутой, и надо реализовать возможность помнить и видеть свое время». После этого Максим Назаров приступил к разработке концепции дизайна часов, которая отвечала бы идее материализации уходящих минут, вызывая реальное ощущение своего «личного» времени.

Конструкция
Поскольку чертежи уникального изобретения не сохранились, пришлось обратиться в НИИЧаспром к авторитетам в области конструирования часов. Дизайнеру удалось заинтересовать своим проектом группу сотрудников институту, которые согласились попытаться воссоздать старинный механизм (разумеется, без использования электроники), отведя на работу полгода. Однако своими силами обойтись не удалось, и группа обратилась за консультациями к чешскому часовщику Аксинию Гроцу, знающему о часах, как утверждают, практически все.
После восьми месяцев работы, в начале июня 1999 года, была, наконец, создана экспериментальная действующая модель. Предварительная длительность хода часов составила семь дней, но... на пятые сутки они «встали». Еще через три с лишним месяца, когда дизайнерские эскизы практически уже были готовы, увидела свет 11-я по счету модель, оказавшаяся успешной: часы останавливались в точно назначенный день.
Успех вдохновил творческую группу, и сразу же было решено создать золотые часы, ход которых рассчитан на символический срок - три года, три месяца и три дня. Забегая вперед, можно сказать, что работа над совершенствованием механизма длится и по сей день. Ее цель - добиться управления ходом часов с точностью до минуты.

Презентация
Создание модели - еще только полдела: нужно представить проект общественности. Причем сделать это так, чтобы в памяти у людей остался не только внешний вид часов, но возникла прочная ассоциативная связь с идеей из создания, с концепцией, состоящей в отказе от вечности часового механизма. Для этого в отеле «Метрополь» была организована необычная презентация, на которой известным людям были вручены 150 номерных наручных часов. Пространство выставки - презентации, рассчитанной ровно на один час, было решено в виде круглого циферблата. Основой визуального ряда послужила серия из 60 фотографических портретов наших современников. Течение времени в ней сюжетно отражено переходами человека от одного жизненного этапа к другому. А моделирование часов - от простейших чертежей до циферблата - сопоставлено с жизненными фазами, от рождения до смерти.
Кольцо фотографий, объединенных библейским сюжетом возвращения блудного сына, представляло хорошо понятные всем символы - Рождение- Любовь... Одиночество... Смерть... и вновь Рождение... Зритель, переходя от одной фотографии к другой, двигался в пространстве, где каждая фотография - минута, а каждая минута - маленькая жизнь. И пройдя круг, возвращался обратно, к началу, то есть - к самому себе. В этом отразился еще один слой проекта, еще одна идея: среди основных проблем человечества трагическую роль играет уход от себя, удаление от своих истоков.

Название
О наименовании проекта надо сказать особо. Если вы когда-нибудь пытались придумать звучное, запоминающееся, да еще и несущее определенный смысл название для фирмы, марки, товара, книги, выставки или празднества, вы сумеете оценить это слово - «Максилениум». В нем слышны и имя дизайнера, и латинский вариант слова «тысячелетие» - «миллениум», и максимализм автора, талантливо воплотившего в одном проекте сложный конгломерат нескольких идей, способов визуальной реализации, пространственных, графических, пластических техник и коммерческих задач.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №5-2000

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: 5-2000