Лоцман в океане времени

"Хронометр, указывающий время Гринвичского меридиана, сообщал капи­тану Гюлю долготу. Солнце было его верным советчиком. Луна и планеты говорили ему: «Твой корабль находится в таком-то месте!» Совершенней­шие и непогрешимые часы, в которых циферблатом - небосвод, а стрелка­ми - звезды, ежедневно докладывали ему о пройденном расстоянии. Астро­номические наблюдения указывали ему с точностью до одной мили местопо­ложение «Пилигрима», а значит, и курс, которого следовало держаться". Жюль Верн. «Пятнадцатилетний капитан»
"Хронометр, указывающий время Гринвичского меридиана, сообщал капи­тану Гюлю долготу. Солнце было его верным советчиком. Луна и планеты говорили ему: «Твой корабль находится в таком-то месте!» Совершенней­шие и непогрешимые часы, в которых циферблатом - небосвод, а стрелка­ми - звезды, ежедневно докладывали ему о пройденном расстоянии. Астро­номические наблюдения указывали ему с точностью до одной мили местопо­ложение «Пилигрима», а значит, и курс, которого следовало держаться". Жюль Верн. «Пятнадцатилетний капитан»
 
Проблема жизни и смерти
 
Семнадцатый век... Один за другим уходят в море многопа­русные военные фрегаты, вмес­тительные «купцы». Многие, чтобы уже никогда не вернуться к родным берегам. Но что такое корабль в сравнении с великим Океаном? Крохотная горстка людей, мечтающая об одном -вернуться. А для этого надо уметь определять положение судна. Жестокий шторм, преда­тельская тишина затяжного штиля, подводный риф, исчеза­ющие, как миражи, проливы и острова - тысячи опасностей, и весьма приблизительные кар­ты, неточные мореходные ин­струменты. Далеко ли до бере­га? Хватит ли воды и сухарей? В маленькой Голландии было 15тысяч торговых судов, и каж­дый год две, а то и три сотни объявляли погибшими, пропав­шими без вести. А Англия толь­ко в 1707 году потеряла около двух тысяч человек из-за низко­го уровня штурманского дела. И если широту умели отлично определять еще финикийцы и викинги, то определение дол­готы в море вызывало громад­ные трудности. А долготу вычисляли по скорости хода -в общем, на глаз. Получались огромные ошибки.
 
Между тем, еще в 1510 году испанец Санто Крус предложил очень простой способ для реше­ния этой проблемы, названный «методом перевозки часов». Нужны были только точные ча­сы, способные работать в усло­виях качки, перепадов темпера­туры, давления, влажности. Но такие переносные эталоны вре­мени, впоследствии получив­шие название «морские хроно­метры», предстояло еще создать.
 
Эпоха великих географических открытий и колониальных завое­ваний вовлекала тысячи людей, рискующих жизнями, в дальние океанические плавания. Пробле­ма определения долготы стала настолько актуальной и острой, что в XVI-XVIIIвеках правитель­ства морских держав объявляли огромные премии, чтобы при­влечь ученых и конструкторов к поискам надежного метода определения долготы в откры­том море.
Великий Галилео
 
Многие из предложений осно­вывались   на   астрономических наблюдениях. Один из способов определения долготы был пред­ложен   Галилео Галилеем. Затмения открытых им спутников Юпитера происходят в один и тот же момент для любого наблюдате­ля, в какой бы точке земной по­верхности он ни находился. Га­лилей понял, что это - самые соверщенные небесные часы, которыми можно пользоваться для определения долготы. Тре­бовалось только составить необ­ходимые таблицы, приняв какой-либо меридиан за началь­ный. Тогда, зная местное вре­мя и время начального мери­диана, легко было бы узнать долготу; известно ведь, что Земля ежечасно поворачивает­ся на 15градусов.
 
Утверждают, что Галилей вел переговоры с Нидерландами, а в 1616 году, надеясь получить «долготный приз», предложил свой метод Испании. На испан­цев его открытие впечатления не произвело.
 
Однако главная заслуга Гали­лея перед поколениями часов­щиков состоит в том, что он, проводя опыты с маятником, открыл принципы колебатель­ной хронометрии, легшие в основу конструирования всех прецизионных приборов времени, и первым предложил идею маятниковых часов. Правда, изготовил их сов­сем другой человек...
 
Маятник или баланс-спираль?
 
 
27-летний Христиан Гюйгенс, уже известный ученый, открыв­ший кольцо Сатурна, писал в 1657 году: «На этих днях я на­шел новую конструкцию часов, при помощи которой время из­меряется так точно, что появляет­ся немалая надежда на возмож­ность измерения при ее помо­щи долготы, даже если придется везти их по морю. Первый экземпляр маятниковых часов, на который Генеральные Штаты Голландии выдали па­тент, закреплявший ав­торство Гюйгенса, смас­терил в 1674 году по его чертежам гаагский часовщик Соломон Костер. Чтобы часы Гюйгенса работали при качке и сохраняли вертикальное положе­ние, их устанавливали на кардан­ный подвес, подобно компасу. Но они вели себя неплохо при шти­ле, а в шторм и при сильной кач­ке были ненадежными.
 
В 1674 году Гюйгенс отказал­ся от использования маятника и предложил систему баланс-спираль. Идея оказалась про­грессивной. Свойства колеса со спиральной пружиной были точной копией свойств маят­ника: период колебаний очень мало зависел от размаха, а сле­довательно, и от качества рабо­ты колесной системы часов. Откройте любые наручные, карманные часы или будиль­ник, и вы сразу увидите хло­потливо снующее колесико. Сегодня каждый знает - тряс­ка и качка на такие часы прак­тически не влияют.
 
В 1674 году парижский часов­щик Тюре сделал по указаниям Гюйгенса   первые   балансовые часы. Но новорожденный ба­ланс оказался тепличным созданием.   Достаточно было температуре воз­духа   измениться    на один градус, как часы начинали «уходить» в двадцать раз резвее ма­ятниковых.
 
К тому же последовали обвинения в плагиате. В Париже «привилегию» Гюй­генсу не выдали, потому что за­явил претензию некий аббат Отфей. Попытка получить патент в Англии вызвала резкий протест Роберта. Гука: оказывается, он де­сять лет назад говорил на лекции, что спиральная пружина может сыграть в часах роль силы тяжес­ти, действующей на маятник.
 
Гюйгенс, устав от бесконечных обвинений, от обязанности дока­зывать свою честность, бросил за­ниматься часами: в конце концов, есть столько других физичес­ких и математических про­блем. «Я предоставил свободу всем часовщикам работать над этим изобретением», - сказал он одному из друзей.
Хронометр английского «самородока»
 
Более чем столетней давности премии Испании и Нидерландов по-прежнему дожидались счаст­ливцев, но о них уже мало кто помнил, и в 1714 году парламент Англии объявил, что мастеру, сделавшему часы, пригодные для определения долготы в море, вы­платят 20 тысяч фунтов стерлин­гов (почти 150 килограммов зо- лота!), если часы, «будучи испы­таны в пути до Вест-Индии, да­дут ошибку не более 30 миль». И сотни часовых мастеров, оживив­шись, - немалый куш! - начали борьбу за точность и надежность судовых часов.
 
Джону, сыну плотника Гаррисона, шел тогда двадцать первый год. В старой доброй Англии бы­ло немало искусных механиков, но не каждому была дана целеус­тремленность юного Гаррисона. Он упорно учился, постигал свой­ства металлов, законы механики и физики. И в 1725 году пришел ус­пех: придуман маятник, длина ко­торого остается постоянной, неза­висимо от температуры.
 
Гаррисон шесть лет трудился над своим первым хронометром. А в 1735 году лорды Адмирал­тейства недоверчиво осматрива­ли конструкцию тридцатипяти­килограммовых часов, которые, если верить словам изобретате­ля, ходят одинаково верно и ле­том, и зимой. Что ж, на берегу все может быть хорошо, но как-то поведут себя часы в море?
 
Испытания были не очень удачны, но Гаррисон понял: он на верном пути. Для очередного испытания часов Гаррисона в 1761 году из Англии на Ямайку отправился корабль «Дептфорд». Сопровождал драгоценный при­бор сын старого Джона, Вильям. Самому мастеру шел уже шесть­десят восьмой год, и он не рисковал выходить в море.
 
В пути произошла стычка со штурманом. Моряк считал, что долгота судна - 13 градусов 50 минут, а хронометр утверж­дал, что 15 градусов 19 минут. Полтора градуса разницы, девя­носто миль - да что мы, морские волки, совсем уже плавать разу­чились? Но когда на горизонте точно в назначенный молодым Гаррисоном срок открылся ост­ров Мадейра, моряки безогово­рочно поверили в хронометр.
 
Через 161 день плавания, когда корабль вернулся в Портсмут, ошибка часов не превышала не­скольких секунд! Таким образом, задача определения географичес­кой долготы в открытом море была решена. И с тех пор хроно­метр является обязатель­ной при­надлежнос­тью каждо­го корабля. А премию Гаррисон – правда, не сразу - но все же полу­чил.
 
Еще не вечер...
 
Так создавались часы, в кото­рых практически были найдены решения важнейших задач: изохронизации и стабилизации колебаний системы баланс-спираль, уменьшения трения в кинематической схеме, темпе­ратурной компенсации колеба­тельного устройства. Но только после того, как последователям Гаррисона - Пьеру Леруа, Тома­су Мюджу, Фердинанду Берту, Томасу Ирншау, Джону Арноль­ду - удалось окончательно спра­виться с этими проблемами, ста­ло возможным создание хроно­метра наших дней.
 
Честь создания морских хро­нометров принадлежит цели­ком мастерам Западной Европы, однако Россия, бывшая могучей морской державой, тоже внесла свой немалый вклад в совершен­ствование как механизма, так и методики использования хро­нометров для точного определе­ния долготы местности как на суше, так и на море.
 
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №2-2000
 
 

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: 2-2000 Технологии и материалы