Кварцевый кризис, версия 2.0
Очередной отчет FHS (Швейцарской часовой федерации) начинается почти оптимистичными словами: «Экспорт швейцарских часов пострадал от отрицательного эффекта базы и меньшего числа рабочих дней в январе. Спад составил 11%, до 1,6 млрд франков. Тем не менее, результат за месяц будет иметь лишь ограниченное влияние на тенденцию к росту, наблюдаемую с прошлого лета. В следующие несколько месяцев ожидается возврат к значительному росту.»
А теперь покопаемся в цифрах.
Действительно, выручка от экспорта часовой продукции снизилась на 11%. Неприятно, но бывало и хуже. В разы. Например, весной прошлого года, когда зашкаливало за -80%. При этом если взять чисто наручные часы, то картина даже лучше: падение выручки составило 10,6%. По нынешним временам – «всего 10,6». Но если заглянуть в соседнюю графу, увидим -33,2% - настолько снизилось количество отгруженных часов…
Если в прошлом январе было отгружено 1,7 млн штук, то в этом -лишь чуть больше миллиона. Разумеется, наибольший вклад внесли часы кварцевые: вместо 962 000 их отгрузили 564 000. На 39% меньше.
Экспорт из Швейцарии в январе:
Механические |
Кварцевые |
Всего |
||||
Тыс. штук |
Млн CHF |
Тыс. штук |
Млн CHF |
Тыс. штук |
Млн CHF |
|
Янв. 2020 |
628 |
1438 |
925 |
264 |
1553 |
1702 |
Янв. 2021 |
473 |
1355 |
564 |
167 |
1037 |
1522 |
Изменение |
-25% |
-6% |
-39% |
-37% |
-33% |
-11% |
Падение экспорта механизмов было не столь значительным, но лишь потому, что там оно произошло раньше. В 2015 году Швейцария экспортировала более миллиона механических и почти 5 млн кварцевых механизмов на сумму 236 млн франков. Если экстраполировать на год цифры января (197 000 механизмов на 12 млн франков), получим падение более чем в два раза. А по кварцу ситуация и того хуже.
Перечислять ситуацию на рынках нет смысла. Растет только Китай. Европа в среднем показала -27%, США на удивление всего -11.
Россия «в тренде»: отгрузки к нам снизились на 14,6% в стоимости и 5,3% в количестве. В поставках к нам доля кварцевых часов тоже падает. Если в начале 2010-х она составляла около 88-90%, то в 2020м скатилась до 82%.
На фоне статистики чуть иначе выглядят другие новости на www.Timeseller.ru. Несколько лет назад Швейцария экспортировала около 30 млн часов в год, в 2020-м эта цифра составила 13,8 млн штук. Прошлогодние продажи Apple оценивают в 30 млн штук, - в два раза большей всей Швейцарии.
И вполне понятной выглядит новая стратегия Louis Erard: урезать ассортимент до 15 моделей, выпуск – до нескольких тысяч штук в год. Марка, которая еще пару лет назад работала в массовом сегменте, переходит в эксклюзивный. «Лучше меньше, да лучше».
Мы действительно вступаем в «кварцевый кризис». Только теперь – в другом смысле слова.
Чтобы обсудить ситуацию на рынке, поделиться новинками и планами работы, Watch Media приглашает всех на онлайн-форум Russian Watch Week. Это конференция и онлайн-выставка, которая состоится с 12 по 16 апреля. Следите за новостями!