Курилы, Patek Philippe и боганидский голец

Главная новость прошлой недели – новость не случившаяся. Японцы, что называется, молча курят: им не отдали Курилы. В часовых же кругах самой обсуждаемой темой стала возможная продажа Patek Philippe. Все началось со статьи в Bloomberg в духе «ходят слухи, что ходили слухи…». Тут же появились слухи про кандидатов на покупку: от Rolex и Swatch Group до Илона Маска.

Swatch Group отпадает: лишних миллиардов у концерна нет, а занимать Хайеки не любят. Что подтвердила пришедшее на этой же неделе известие о прекращение программы выкупа акций. За 2 года на это было потрачено почти 1 млрд франков, зато теперь группа стала более независимой.

Поэтому среди претендентов на невероятную покупку лично я ставлю на Маска. Представляете: Илон Маск собственной персоной на «Тесле» мчится по подземному вакуумному туннелю прямиком на Марс! В часах Patek Philippe разумеется, передать свой стиль зеленым человечкам.

Но эти разговоры на нас влияют мало. Для российской розницы гораздо важнее два других повода: предстоящее повышение цен на марки Swatch Group и сокращение сети рядом марок Richemont. И если первое, по традиции, вызвало всплеск закупок, то второе – задумчивость о перспективах независимого ритейла. Особенно в свете динамики спроса на часы. «Нет у нашего покупателя денег» - говорят часовщики.

С ними не согласна Visa. Компания сообщила, что только по ее картам за период с 1 по 10 января россияне потратили за границей 20 млрд рублей. В рублях это на 5% выше прошлогодней цифры, в валюте почти на 10% меньше. Так что траты (а значит доходы россиян) можно считать примерно стабильными. Это подтвердил и «Ромир»: его «индекс свободных денег» в декабре-2018 оказался на 20% выше цифры конца 2017 года.

Деньги есть. Иначе не росло бы потребление таких совсем не кризисных напитков, как коньяк (в 2018-м продажи в натуральном выражении прибавили 16% к 2017 году), шампанского и виски (+13%). То ли спиртное, то ли стратеия помогли X5 Retail Group: в IV квартале выручка выросла 17%, а за год – на 18.5%. При этом за 2018 год выручка супермаркетов «Перекресток» выросла на 23,5%, а магазинов «Пятерочка» — на 19,7%.

В общем, растущих показателей достаточно. Что явно нравятся государству. В том смысле, что они показывают: у населения и бизнеса можно откусить кое-что еще. Или как минимум поставить под контроль. Например, ввести регистрацию гаджетов. Или ввести тотальный учет продаваемых духов и фотокамер. Эксперимент по их маркировке начнется уже 1 марта. Парфюмеры, мягко говоря, не в восторге: это означает, например, исчезновение пробников духов как категории. 

Еще одна инициатива касается ограничения на покупку автомобилей за наличные. Она принадлежит самим автодилерам: тем самым они надеются сократить стоимость эквайринга, которая иногда равняется их марже от продажи машины.

Еще две новости заинтересовали меня, поскольку показывают, насколько все не очевидно даже у больших компаний. «Мираторг» закрыла свой интернет-магазин, так и не сумев сделать его рентабельным. А для разработки аккумуляторов к своим устройствам Apple наняла СунХо Ан. Вам это имя ничего не скажет, но вы помните историю с взрывающимися батареями Galaxy Note 5? Именно этот человек руководил разработкой аккумуляторов в Samsung. За одного битого двух небитых дают…

И напоследок опять о России. У нас появился новый повод для гордости: самой полезной рыбой в мире оказался боганидский голец, который обитает в озерах Сибири. По крайней мере такой вывод сделала наша Академия Наук. Жаль, что гольца относительно немного, на всех не хватит…