Куда делись 30 миллиардов?
В этом году на «Неделе российского ритейла» я был уже в пятый раз. Где еще можно узнать столько интересного о том, что происходит в розничной торговле России и еще только будет происходить? На несколько дней на одной площадке собираются такие люди, что в обычной жизни и не встретишь. Руководители крупнейших сетей, маркетологи, консультанты, поставщики решений для магазинов и Минпромторг чуть ли не в полном составе. Лучшая возможность послушать умных людей, с кем-то познакомиться, переговорить накоротке, договориться о будущих встречах.
В этом году общение оказалось наиболее плотным. В том смысле, что протиснуться в коридорах мероприятия было особенно сложно. «Неделя» отмечает пятилетие, и гостей стало еще больше: говорят, зарегистрировалось больше 7 000 человек. С трудом, но нашлось место для стойки с нашими журналами.
Мясной и алкогольный конгрессы, которые стали частью «Недели», меня не интересовали (хотя пара дегустаций очень даже помогли снять рабочее напряжение). А вот сессию, посвященную госрегулированию торговли, пропустить нельзя никак. Это – лучшая возможность узнать, куда нас отрегулирует государство, а заодно пообщаться с его представителями.
Как выяснилось, единого мнения кого и куда регулировать у государства нет. Минпромторг в лице Никиты Кузнецова еще год назад заявлял, что нужно хотя бы год прожить без изменений в законодательстве, касающемся торговли – и в 2018-м это удалось. Теперь планка поставлена выше: ведомство считает, что нужно отменить максимальное количество регулирующих документов. Например, СанПИНы. В качестве примера Кузнецов привел доверенности на автомобили: когда-то они заверялись нотариально, после – просто письменные, а сейчас их отменили вовсе. И - ничего не случилось. В качестве образца государственной смелости тут же привели ФНС, которая согласилась смягчить условия при дистанционной продаже товаров и больше не требует от курьеров наличия кассы с бумажными чеками.
Против подобной позиции восстали представитель Роспотребнадзора Олег Прусаков и некоторые руководители бизнеса. Государство не должно устраняться, а местами наоборот – активнее вмешиваться в процессы. Например, без государства невозможно добиться понижения тарифов на эквайринг. Даже в самых либеральных странах правительство вмешивалось в решение этого вопроса, Российская же ФАС на запросы отраслевых объединений ответила отписками. По мнению Сергея Белякова, председателя президиума АКОРТ, государство должно обладать широкими полномочиями по регулированию, но они должны быть уравновешены возможностью предъявления исков к госорганам со стороны бизнеса.
Тут же разгорелась дискуссия. Артем Соколов (АКИТ) посетовал, что никак не удается снять запрет на интернет-продажу алкоголя и лекарств, на что получил ответ от Прусакова: это лицензионные виды деятельности, и снятие запрета требует пересмотра очень большого перечня законов, по сути – самой системы лицензирования.
К счастью, торговля часами лицензии не требует, и эти перипетии меня волновали мало. Чего не скажешь о маркировке, или, по научному, системе прослеживаемости товаров. Часы пока не попали в утвержденные государством списк, и наш рынок еще пару лет может спать спокойно. Тем более, что в кулуарах в приватных разговорах представители Минпромторга признали, что и с внесенными в список товарами все идет, мягко говоря, не очень.
Но сессия по маркировке была одной из самых многолюдных: беда не минет никого. Недавно маркировку ввели на сигаретах, следом готовятся лекарства и обувь. По словам Кузнецова, для каждого товара при Минпромторге создаются рабочие группы с представителями бизнеса, которые совместно отлаживают все процессы. В результате итоговые решение оказываются сильно непохожи на первоначальные планы.
Мечта министерства – создать систему, которая будет помогать бизнесу. Почти те же слова произнес и Андрей Кириллов, операционный директор «Центра развития перспективных технологий», - той самой компании, которая зарабатывает на маркировке: «наша цель не налоговая №2, а помощь компаниям». И привел стандартный набор аргументов: маркировка расчистит рынок для легальных компаний, поможет развить аналитические функции, обеспечит цифровизацию и рост эффективности малого бизнеса, защитит потребителя.
Ложку дегтя в бочку позитивных речей внес Дмитрий Русаков (X5 Retail Group). «Перекрестки» работают уже с тремя системами маркировки: табак, ЕГАИС, «Меркурий». Может лучше использовать что-то одно? К тому же в реальной жизни возникает много отклонений от идеальной схемы, которые выливаются совсем не в копеечку. Например, сверка бумажных документов на поставку товара с данными «Меркурия» для среднего магазина требуют примерно одного человека-часа в день. Умножив на количество магазинов и на среднюю зарплату, Русаков назвал цифру потерь в масштабах страны от внедрения системы: 30 млрд рублей в год!
Тем не менее, в X5 маркировку считают делом полезным. Как и Наталья Демидова, генеральный директор Национального обувного Союза. Хотя, по ее словам, внедрение маркировки на обувном рынке пока приводит к результатам, обратным желаемым. Если до начала разговоров о маркировке обуви доля нелегального товара оценивалась в 35%, то сейчас – в 60-65%. Напуганные будущим ужесточением правил, контрабандисты постарались «надышаться перед смертью» и ввезти максимальный объем товара.
Более категоричным оказался Петр Бобровский (ассоциация производителей парфюмерии). По его словам, вопреки заявлениям Минпромторга, ни одна из парфюмерных компаний с запросом на внедрение маркировки никуда не обращалась. Помимо относительно дорогой продукции, на рынке множество товаров с ценой в 20-40 рублей, для которых маркировка станет ненужной обузой. Жалко в этот момент представителей Минпромторга в зале уже не было.
Если суммировать все услышанное, бизнес понимает перспективы новых технологий, но идею дополнительных расходов воспринимает без энтузиазма. Особенно в наше время, когда о падении спроса говорят представители практически всех рынков. Однако решения приняты, назначены выгодоприобретатели, и поезд вряд ли удастся остановить. Тем более, что помимо ЦРПТ возник уже целый рынок компаний, предлагающих различные услуги вокруг маркировки: в коридорах мероприятия их было не меньше десятка. Поэтому часовщикам остается ждать и надеяться, что к тому времени, когда дело дойдет до нашего рынка, большая часть процессов и технологий будут опробованы на других. Тем более, что государство бизнесу в целом не враг.
Сессию ведущий закончил словами: «Маркировка – дело непростое, но все вместе мы ее победим». Эти слова то ли вдохнули в присутствующих оптимизм, то ли разрядили обстановку. Собравшиеся двинулись на продолжение дегустаций. «Неделя российского ритейла» только началась.
Напоминаю, что в среду в рамках «Недели российского ритейла» пройдет круглый стол «Судьба часового ритейла в эпоху цифровых коммуникаций».