Кто купит Patek Philippe?
На Bloomberg вышла статья, в которой говорится о появлении слухов о предстоящей продаже Patek Philippe. И даже фигурирует оценка стоимости компании: 8-10 млрд долларов. В часовой среде сразу разгорелась дискуссия: продадут или нет, кому продадут, что это будет означать для часового рынка. Кому отойдет компания: Swatch Group, Richemont или Илону Маску?
Интерес понятен. Patek Philippe – компания со 180-летней историей, старейшее семейное предприятие, символ традиций. Тем более, что у всех в памяти последние поглощения ранее независимых компаний: Breitling, Ulysse Nardin, Corum и т.д.
Может ли Patek Philippe быть продана? А почему нет? Компания – такой же товар, как и все остальное, и семья Штернов вполне может захотеть поменять ее на что-то другое. Например, денежные знаки. Тем более что аналитики по разному оценивают перспективы часового рынка как такового. Последняя реклама того же Patek’a собрала на одном фото деда, его сына и внука, и традиционно апеллирует к теме передачи ценностей. Но Patek Philippe – один из пионеров кремниевой технологии, а удастся ли часам с инновационными деталями дожить до внуков – вопрос открытый. Что уж говорить о бизнесе по их производству…
Но вопрос в том, кто купит и за сколько.
В таблице собрана информация из последних годовых отчетов трех концернов.
Swatch Group | Richemont | LVMH | |
Выручка | 7,9 млрд CHF | 11 млрд евро | 42,6 млрд евро |
Баланс | 13,5 млрд CHF | 25,6 млрд евро | 68,6 млрд евро |
Для всех трех компаний приведены общие цифры, включающие не только часы, но и другие товары: механизмы, украшения, спиртное, парфюм и т.д.
Patek Philippe в год выпускает около 56 000 часов на сумму около 1,26 млрд CHF. В связи с этим оценка в 8-10 млрд долларов (8 годовых оборотов) выглядит завышенной. Огромная капитализация интернет-компания связана с ожиданиями будущего роста и общемировым трендом интереса к Hi-Tec отрасли, что вряд ли применимо к часам.
Но оттолкнемся от прозвучавших $8 млрд. Кто может стать покупателем?
Сомнительно, чтобы Swatch Group мог позволить себе приобретение, сопоставимое с балансовой стоимостью компании. Тем более, что особого синергетического эффекта при этом не возникнет.
Теоретически она может пройти как обмен акциями, но зачем это Штернам? Кредитоваться ради такой покупки – тоже безумие, особенно с учетом того, что Swatch Group очень дорожит финансовой самостоятельностью и постепенно выкупает свои акции у миноритариев.
Из трех концернов ресурсами, позволяющими совершить столь дорогую покупку, обладает лишь LVMH. Теоретически им появление Patek Philippe могло бы принести пользу с точки зрения портфеля брендов. Но даже для них $8 млрд – чрезвычайно много.
Возможно, мы увидим инвестора, не имеющего отношения к часовому рынку, как в случае Breitling и Maurice Lacroix. Но те компании были куплены не сегодня. Недавнее банкротство Eterna и плохие новости с Corum показывают, что даже потенциально хорошим брендом нужно уметь управлять. Maurice Lacroix тоже пережил период странного управления, и только начал восстанавливать свои позиции. Перспективы рынка туманны, а названные цифры слишком велики, чтобы в отрасль рискнул зайти кто-то новенький.
Мне кажется, что если продажа состоится, то скорее всего совсем не за те деньги, которые фигурировали в статье Bloomberg. Но до Baselworld всего полтора месяца, и возможно совсем скоро мы все узнаем!
P.S. В ближайшие недели мы планируем организовать конференцию главных редакторов российских часовых изданий, где обсудим и эту новость. Следите за объявлениями!