Кражи из витрин и способы их предотвращения
Основные риски, угрожающие сохранности ценностей в торговле часами, сводятся к криминальным и технологическим. Под технологическими рисками понимаются изъяны в процессах и учете движения ценностей, способствующие ошибочному или намеренному нанесению ущерба. Под криминальными — общественно опасные умышленные деяния, подпадающие под квалификацию уголовного закона. Одной из групп криминальных рисков являются различные типы хищений, куда входят кражи (ст. 158 УК РФ), кражи со взломом (ст. 158 ч. 2) и грабежи (ст. 161). Хищения сотрудниками часовых магазинов могут квалифицироваться как присвоение (ст. 160), реже как злоупотребление доверием (ст. 165). В данной статье мы ограничимся рассмотрением мер противодействия неразрушающим кражам из витрин часового магазина, которые могут совершить посторонние лица.
Прежде чем пойти на кражу, злоумышленник тщательно выбирает место совершения будущего преступления. Если в вашем магазине он увидит некоторые из перечисленных ниже факторов, считайте, что дело сделано:
- часть торгового зала или некоторые витрины находятся вне контроля персонала,
- имеются изъяны в конструкции витрин,
- имеются недостатки замковых или запорных механизмов,
- отсутствует видимая витринная сигнализация,
- неграмотно размещены видеокамеры,
- в смене работает невнимательный персонал и охрана.
Предотвращение краж не сводится только к усилению конструкции витрин. Чтобы снизить остроту рисков краж, следует одновременно решать три задачи предотвращения потерь.
Первая задача — минимизация покушений на ценности. Проще говоря, чтобы субъект посягательства (преступник) не пытался воровать именно в вашем магазине. Такой эффект достигается методами обеспечения ситуационной безопасности, мерами конструктивной защиты витрин и грамотным поведением сотрудников магазина, включая охрану.
Вторая задача — минимизация потенциального ущерба. В случае, если кража все же начнется, что невозможно исключить полностью, ее последствия должны быть наименее чувствительны. Решается мерами технической защиты витрин и правильными сценариями реакции сотрудников на начавшуюся кражу.
Третья задача — максимизация успешности расследования по факту кражи. Здесь речь идет о заблаговременном осуществлении мер, которые будут работать на быстрое и полное раскрытие совершенного преступления. Для витринных краж достигается компетентным размещением элементов системы видеофиксации и других технических приспособлений.
Приведенные далее советы основаны на личном опыте и систематизации разнообразных способов хищений в торговых залах. Они позволяют подготовить ваш магазин к размещению товаров в максимальной сохранности от посторонних лиц. Итак, какие инструменты имеются у вас для решения первой задачи?
Обеспечение ситуационной безопасности
Собственник или управляющий принимает решение о размещении магазина и его планировке исходя из потенциальной коммерческой выгоды, и он вправе игнорировать любые рекомендации по безопасности. Разумеется, на свой страх и риск. Однако рекомендуется еще на этапе размещения магазина учитывать некоторые простые, но важные моменты.
Весь торговый зал должен визуально контролироваться из одной точки, преимущественно от кассы или с поста охранника. Нежелательна ситуация, когда для полного контроля всего зала необходимо более одной, и недопустимо, если нужно более двух точек наблюдения. В местах, скрытых от взора сотрудников, наиболее вероятны попытки вскрытия шкафов или прилавков для кражи, особенно если в них находятся более дорогие товары.
Нередко в торговых центрах арендные площади разделены перегородками, которые не доходят до потолка, а сами потолки в арендуемых помещениях могут состоять из подвесных элементов, иметь фальшпанели, фризы и прочие декоративные короба. Здесь есть не только риск перехода непрошеных гостей из соседних помещений, но и возможности для удачной «рыбалки». Это способ хищения ценностей, оставленных вне закрытых витрин, с использованием предметов наподобие удочки через ячейки в решетке, потолке или в подпотолочном пространстве. Такие конструкции требуют блокирования щитами или решетками, а также оборудования дополнительными датчиками сигнализации.
Планируя размещение часовых магазинов формата «остров» в коридорах, рекреациях и галереях торговых и торгово-развлекательных центров, в целях противодействия кражам посторонними лицами следует обеспечить отсутствие прилавков и шкафов, открывающихся в сторону покупателей. Для предотвращения краж в нерабочее время «остров» должен накрываться защитным чехлом из легких материалов, со шнуром для опечатывания на люверсах по нижнему краю. Также неплохо было бы, чтобы «остров» попадал в поле зрения видеокамер ТЦ.
Конструктивная защита витрин
Продуманные конструктивные особенности и защитные качества торговой мебели позволяют значительно снижать риски краж ценностей посетителями в торговом зале. От устройства торгового оборудования прямо зависит успешность краж посетителями. Сказанное справедливо также и для экспозиционных витрин, которые используются для показа вашей продукции во время выставок.
Конструктивные особенности запирания мебели
Для усиления защитных характеристик, предотвращения и затруднения несанкционированного доступа мебель оснащается разнообразными замками. Неграмотный выбор типа замка и непрофессиональный монтаж ведут к рискам краж, при которых замки открываются или нейтрализуются несложными способами.
Сигнализация охранная витринная
Задачу минимизации преступных посягательств мы решили лишь частично, в основном указав меры инженерного характера. В случае, если преступник все же решился преодолеть ваши меры защиты витрин, пользуясь бесконтрольностью и невнимательностью со стороны персонала, для минимизации потенциального ущерба (вторая задача предотвращения) вам потребуются меры технической защиты витрин, то есть витринная сигнализация. Она сигнализирует о несанкционированном вскрытии дверей витрин или проникновении внутрь прилавков. Оповещение сотрудников магазина и охранника о попытке запрещенного доступа, как правило, ставит крест на успешности незамеченной кражи.
Однако не существует типовых решений в оснащении прилавков сигнализацией, каждый заказчик дает задание исходя из конструкции собственных витрин и бюджета.
Видеонаблюдение как средство повышения успешности расследований
Решение третьей задачи — повышение успешности расследования по факту кражи, также не представляется сложным. Для рассматриваемых видов хищений характерны попытки затруднения преступником распознавания своего лица и последующего составления фоторобота. Для этого, как правило, используются головные уборы или темные очки. Даже бейсболка способна надежно скрыть лицо преступника, если видеокамеры в магазине располагаются под потолком.
Очевидно, что раскрываемость краж, кроме всего прочего, существенно зависит от наличия качественной детальной цветной видеозаписи преступного события и возможности идентификации личности злоумышленника. Поскольку подробное описание требований к системам видеофиксации в ювелирных магазинах выходит за рамки данной статьи, я скажу коротко — просто нужна качественная разноракурсная запись происходящего с вашими прилавками. Это первое. И второе — как минимум на входе в магазин на уровне лиц входящих должна располагаться очень хорошая видеокамера, которая впоследствии даст вам четкое изображение лица преступника. Особо продвинутые и в торговом зале монтируют видеокамеры на высоте не более двух метров, но это уже на любителя.
Итак, в данной статье перечислены основные инженерно-технические методы противодействия кражам из витрин. Напомим, что в комплексе все перечисленные меры работают не просто на защиту товара, а на предотвращение рисков краж. Потенциальный вор, увидев, что все витрины надежно защищены, не имеют конструктивных изъянов, оснащены качественными замками и сигнализацией и находятся под неусыпным контролем сотрудников, с высокой вероятностью откажется от преступного намерения в вашем магазине. И пойдет в соседний, где ничего этого нет.