Коронавирус и часы: Пекин-Москва-Грозный
Полтора месяца я боялся звонить Константину Чайкину. Основные покупатели его мануфактуры – иностранцы, среди них много из Азии, и когда там началась история с коронавирусом и карантином, я ожидал, что у него случится коллапс продаж. Но на днях раздался звонок и в трубке – очень позитивный голос Чайкина.
- Как дела?
- Отлично!
- Как китайцы, встали?
- Наоборот! Сидят дома, делать нечего, скучно, лазят по интернету и делают заказы. И не только они. Сейчас пошли заказы из Европы.
- ???
- Да, из Германии, Италии в том числе.
Вот так. Вопреки предсказаниям и ожиданиям даже коронавирус и всеобщая блокировка всех и вся не остановили продажи. Больше того, все неплохо с заказами и из России. Здесь, как ни странно, Чайкину помогло падение рубля. Для клиентов из России мануфактура зафиксировала цены в рублях, по прежнему курсу. Поскольку мануфактура почти все делает сама, доля импортных составляющих в себестоимости невелика, и такая заморозка не сильно сказалась на экономике. Зато народ потянулся на сайт…
Знаю, что многие сейчас скажут: «Это совсем другая жизнь, другой бизнес! А вот у нас все плохо…»
То же самое говорили в Whatsapp-чате Timeseller, когда Иса Заурбеков рассказывал о своих шагах по привлечению покупателей: «Там отдельная республика, совсем другое дело!» И уж совсем другая жизнь у Alltime.
Один пример «другого бизнеса», другой, третий… Не много ли?
Мне кажется, абсолютно прав был Евгений Бушковский, который в том же Whatsapp-чате писал: каждый сам принимает решения, в жирные годы кто-то вкладывал деньги в недвижимость-машины-поездки, а кто-то почти два десятилетия инвестировал их в бизнес, в сайт. Ведь в 2002-м году Вячеслав Саванеев ничем не отличался от сотен других предпринимателей, занимавшихся продажей часов. Кроме одного: того, куда он направлял деньги и усилия. Жаловаться на то, что его решение оказалось эффективнее, - значит, жаловаться на собственную глупость.
Да, наше население не богатеет, это правда. Но кризис не только у нас. Позавчера банк J.P.Morgan прогнозировал падение ВВП в США во втором квартале на 24%. А вчера вечером скорректировал прогноз. Цифра выросла до -30%. Я полностью согласен с мыслью, которую высказывал Иса Заурбеков: те люди, чьи доходы находятся около прожиточного минимума, все равно не наши клиенты, а денег на руках населения более, чем достаточно, вопрос лишь в том, как их получить. В Чечне тоже упал рубль и тоже паника, но число интернет-заказов в магазине Saht-Time растет. Единственная причина этого – активность магазина. Напомню: Заурбеков не останавливался и не жаловался на жизнь даже в момент, когда Facebook заблокировал его главный актив, Instagramm-аккаунт магазина.
Завтра постараюсь описать свои прогнозы о том, что ждет нас в ближайшие полгода, частично выложу здесь, частично – в Whatsapp-чате.
Кстати, за последние дни мы в группе провели некоторую ротацию: удалили часть представителей оптовых компаний, не имеющих рекламных контрактов с издательством, и добавили владельцев магазинов. Правда, «список ожидающих» после этого не исчез. Мы рассматриваем вариант перевода чата на платную основу. Знаю, что часть участников после этого уйдут. Что ж поделать, значит, как говорит Заурбеков, это не наши клиенты.
P.S. все вопросы про Whatsapp-чат Timeseller пишите Ольге Хиринской по адресу wmma@mywatch.ru.