Конкуренция или раздел рынка?

Международный выставочный центрВозможно, гонконская выставка этого года станет исторической. Растущее качество азиатских механизмов, новые критерии маркировки Swiss Made и визит в Гонконг главного часовщика Швейцарии говорят о возможном скором разделе мирового рынка

Международный выставочный центрКонкуренция или раздел рынка?
Возможно, гонконская выставка этого года станет исторической. Растущее качество азиатских механизмов, новые критерии маркировки Swiss Made и визит в Гонконг главного часовщика Швейцарии говорят о возможном скором разделе мирового рынка.

"Чем вас удивила выставка? В чем основное отличие от прошлого года?", - в выставочном холле работают десятки разноязычных журналистов, но вопросы задают одинаковые. Всех интересует "main line" этого года, тренд.

Настойчивость любознательных репортеров оправданна. Конечно, то, какие часы будут производиться в ближайшем будущем, определяет выставка в швейцарском Базеле. А вот где и кем они будут сделаны – без сомнения, решается именно здесь, на Hong Kong Watch&Clock Fair. Юго-Востоная Азия давно стала "всемирной фабрикой", где целиком или частично производится абсолютное большинство товаров. А Гонконг – мостиком, связывающим Запад с Востоком. И не случайно среди посетителей, спешаших по залам выставки, можно увидеть представителей большинства известных швейцарских брэндов.

Азиатский двигатель
Если пытаться описать основной тренд этого (да и двух последних лет), то правильнее всего будет говорить о совершенствовании уровня производства в азиатских странах, и прежде всего – в Гонконге и Китае. Пять лет назад здешние фабрики специализировались на выпуске недорогих корпусов и браслетов  и сборке часов. Сегодня Азия (в частности, Китай) - не просто сборка, и даже не производство по лицензии. Это корпуса и циферблаты высокого качества плюс вполне конкурентноспособные механизмы, которые медленно, но верно завоевывают часовой мир.

Таким образом, китайские фирмы замахнулись на то, что всегда считалось пререгативой швейцарцев – на механические механизмы. Начав с "кварца" и примитивной механики, они осваивают все больший спектр моделей. Сегодня уже ни кого не удивляют ни китайский турбийон, ни вечный календарь.

Будут ли китайцы и швейцарцы конкурентами? Может быть. А возможно, Запад и Восток поделят сферы влияния на мировом рынке. Во всяком случае, именно о таком направлении развития событий говорили вопросы и ответы на пресс-конференции с главами ассоциации часовых фабрик Гонконга Б.Л. и президентом швейцарской часовой федерации Жаном-Даниэлем Пашем.

М-р Л, как вы собираетесь бороться с тем, что швейцарские часы всегда считались лучшими?
- Мы не собираемся бороться с этим (смеется). Мы и сами признаем, что швейцарские механизмы - на данный момент лучшие. (Обратите внимание - "на данный момент"! - прим. редакции) И мы тоже иногда использум их. Но наши механизмы, китайские, - очень надежные, очень точные. И в ближайшее время мы перейдем на них. Причем цены будут значительно ниже швейцарских. И если топовые брэнды никогда не откажутся от Swiss Made, то часы, которые производим мы - это продукт массового потребления. А для него важны только две вещи: надежность и цена. На продукция полностью удовлетворяет этим критериям.

М-р Паш, не боитесь ли вы, что китайская часовая промышленность "задавит" швейцарскую? (Можно ли было представить пару лет назад, что такой вопрос будет задан на полном серьезе, и огромный конференц-зал затаит дыхание в ожидании ответа?)
- Есть определенный класс часов, могу даже перечислить брэнды, которые либо будут Swiss Made, либо их не будет вообще. У этих брэндов есть свой покупатель. Это наша ниша. Но есть другая ниша - массовое производство дешевых, качественных часов. Пока она пустует. Китайцские производители имеют все шансы занять ее. И, заметьте, на нашем бизнесе это никак не отразится (смеется).
Вот так ненавязчиво первые лица как азиатской, так и швейцарской часовой промышленности подтвердили, что не сомневаются в лидерстве китайских механизмов в сегменте middle. Причем в самом ближайшем будущем.

Неожиданный визит
Вопрос "Зачем приехал Паш?" занимал вторую строчку негласного рейтинга после традиционного выяснения тенденций года. Хотя крепнущие связи между альпийской федерацией и Поднебесной империей давно не являются секретом, президент швейцарской часовой федерации на азиатской часовой выставке гость все же неожиданный.Гонконг

В итоге цель его приезда так и осталась неясной. Согласно кулуарным беседам - швейцарские часы скоро будут собираться в Гонконге, согласно официальному пресс-релизу - "пора уже дружить семьями". Если же отталкиваться от основной тематики речей самого Паша - пора бороться с китайским контрафактом.
Китайцы не возражали. Улыбались и кивали.

Впрочем, улыбались все - пока не совсем ясно, как именно швейцарские производители намереваются решить проблему подделок. Цитируя Жана-Даниэля Паша, "подделки - они не в Китае, подделки - в умах людей, которые сознательно покупают их". Поэтому бороться с подделками планируется не путем закрытием фабрик, а через рекламу и пропаганду. Результативность предложенной швейцарцами "масштабной образовательной программы, рассчитанной на страны Азии" кажется сомнительной, но всех подкупила пионерская уверенность, что добро победит.

Куда больше борьбы с подделками китайцев интересовало, что сам Жан-Даниэль Паша думает о новых нормах Swiss Made и насколько уверен в их "живучести". Ибо Гонконг складывающаяся ситуация явно не устраивает. Не секрет, что большинство гонконгских OEM-производителей имеют контракты со Швейцарией, и новые критерии ставят под угрозу их бизнес.

Но интересно, что наибольшее недовольство и количество вопросов вызвали не критерии страны производства деталей,а пункт о том, что и дизайн часов должен быть разработан в Швейцарии. Столь бурная реакция дает повод подозревать, что нетолько корпуса и комплектующие, но и внешний вид многих "дизайнерских" марок рождены совсем не в Европе.

О грядущем "двуполярном мире" как наиболее вероятном варианте устрйства часового рынка говорило и то, что гонконские компании не спешат выполнять свои обещания по поводу перехода в высший ценовой сегмент. Скорее наоборот, идут активные разговоры о "качественных и дешевых made in Hong Kong часах".
Интересно и отношение китайцев к российскому рынку.

На нескольких стендах  диалог был примерно таким: "Вы из России? Там есть часовые журналы? Как здорово! Нет, пока мы не готовы работать с Россией. У вас огромная страна и огромный рынок, мы просто не сможем насытить его. Вот года через полтора…"

Что будет через полтора года? Поживем - увидим. Возможно, после передела рынка изменится и выставка. А пока мощные кондинционеры огромного, похожего на ската выставочного комплекса, в любую погоду так же уверенно поддерживают внутри залов оптимальную атмосферу, как стабильна на волнах экономических колебаний сама часовая промышленность Гонконга.

Слаженно и точно, сродни часовому механизму, работают все службы HKTDC и его зарубежных представительств, в том числе в России. А фантастическая панорама за окнами по прежнему напоминает пейзаж из компьютерный игры про город будущего. Но с каждым годом этот пейзаж становится все сложнее и красивее, как будто растет мощность процессора, создающего завораживающую картинку. И нет в мире ничего такого, что было бы не по силам этому процессору.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №5-2007

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: стратегии компаний 5-2007