Кодекс нужно чтить
С точки зрения упорядочения законодательства, принятие нового кодекса – это благо. Однако в случае с КоАП на бочку меда приходится ложка дегтя.
С точки зрения упорядочения законодательства, принятие нового кодекса – это благо. Однако в случае с КоАП на бочку меда приходится ложка дегтя.
С 1 июля 2002 года вступил в действие «Кодекс РФ об административных правонарушениях», сменивший КоАП РСФСР образца 1985 года. Станет ли легче жизнь предпринимателей с принятием нового административного закона?
В отличие от кодекса уголовного, чтить который призывал Остап Бендер, про кодекс об административных правонарушениях большинство из нас знает меньше, хотя под его действие попадаем чаще: в частности, именно в КоАП зафиксирована ответственность и размеры штрафов за нарушение правил движения. До 1 июля административную ответственность регулировал не только КоАП РСФСР, но и еще более 130 нормативных актов, например Таможенный и Налоговый кодексы. К безусловно положительным моментам, связанным с новым кодексом относится то, он стал единственным федеральным законом, устанавливающим основания привлечения к административной ответственности.
Одновременно с введением КоАП РФ другие документы, предусматривающие административную ответственность, полностью или частично отменены. Правда, говоря о монополии КоАП на установление норм административной ответственности, необходимо сделать оговорку, что в соответствии с Конституцией РФ субъекты РФ вправе собственными, местными, законами устанавливать административную ответственность за отдельные виды правонарушений. С точки зрения упорядочения законодательства, принятие нового кодекса – это благо. Однако в случае с КоАП на ложку меда приходится бочка дегтя.
Казнить дважды
Центральное место I раздела занимают статьи, обосновывающие концепцию привлечения к административной ответственности юридических лиц. В соответствии с ч.2 ст.2.1. Кодекса, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Здесь все понятно: не обучил своих продавцов выполнять до буквы «Правила продажи отдельных видов товаров» - плати штраф. Однако той же статьёй (ч.3) установлено: «Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной и уголовной ответственности за данное правонарушение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо». Таким образом, законодатель, озабоченный наполнением бюджетного кошелька, фактически узаконил двойное наказание за одно и то же нарушение.
Покажем на примере последствия новшества для предпринимателя.
Покупатель, приобретающий сложные многофункциональные часы, попросил продавца продемонстрировать товар в действии. Продавец не сумел исчерпывающим образом удовлетворить все запросы дотошного покупателя и, тем самым, нарушил требования п.17 и п.49. «Правил продажи отдельных видов товаров» (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55), которыми предусмотрено право потребовать от продавца проведения в его присутствии проверки свойств товара (п.17). Так же по требованию покупателя он должен быть ознакомлен с устройством и действием товаров (п.49). На беду продавца «покупатель» оказался сотрудником Госторгинспекции, а находившиеся рядом «посторонние» граждане - свидетелями.
До 30.06.02 г. на виновное лицо мог быть наложен штраф в размере от 3 до 25 МРОТ (ст.146 КоАП РСФСР «Нарушение правил торговли»). С 1 июля 2002 г., в соответствии со ст.14.15. КоАП РФ, «за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров» может быть наложен административный штраф в следующем размере: на граждан - от 3 до 15 МРОТ; на должностных лиц - от 10 до 30 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 300 МРОТ. Таким образом, отныне за указанное правонарушение административный штраф может быть наложен и на продавца (как на гражданина), и на юридическое лицо (собственника торгового предприятия), за допуск к прилавку необученного продавца, т.е. за то, что не приняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм торговли.
К вопросу о лицах
В новом КоАП РФ впервые дано определение «должностного лица», которым является лицо, осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. За одни и те же нарушения штраф, налагаемый на должностное лицо в 2-3 раза больше, чем на простого гражданина.
Казалось бы– все замечательно, справедливый закон предусмотрел ответственность тех самых чиновников, которые мешают спокойно трудиться на благо потребителей многочисленному торговому люду. Однако согласно дополнению к этому определению административную ответственность как должностные лица несут также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Цель законодателя, ради достижения которой искажено главное положение статьи закона, понятна: пополнение бюджета.
Прайс-лист на нарушения
Кодексом установлены предельные размеры штрафов: для граждан – 25 МРОТ, для должностных лиц – 50 МРОТ и для ЮЛ – 1000 МРОТ. В соответствии со ст.5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», исчисление штрафов, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям (по состоянию на 16.07.02 г.).
Предпринимателям, занимающимся розничной реализацией непродовольственных товаров, следует обратить внимание на составы административных нарушений, представленных в сравнительной таблице на последней странице журнала. В ней легко заметить, что некоторые составы, предусмотренные гл.14, ранее аналога не имели. Кроме того, из таблицы наглядно видно, как «оценивает» законодатель различные правонарушения.
Рассматривать дела об административных правонарушениях и применять наказания к виновным вправе следующие органы и должностные лица.
1) Налоговые органы (ст.14.5. - в части продажи товаров без применения контрольно-кассовых машин);
2) Федеральные органы налоговой полиции (ст.14.5.);
3) Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ (ст.14.4. часть 2);
4) Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы (ст.14.8. части 1 и 2);
5) Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ст.ст.14.4. – 14.8. и 14.15.);
6) Судья, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело, передаст его на рассмотрение судье (ст.ст.14.4., ч.2).
Как видно, Госторгинспекция уполномочена рассматривать все административные правонарушения, представленные в таблице.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.14.4, 14.5, 14.7 и 14.15 вправе так же составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции), а о правонарушениях, предусмотренных ст.14.15, – должностные лица федеральных органов налоговой полиции. Однако «рассматривать» и «применять наказание» - разные вещи. Сотрудник милиции вправе составить протокол об административном нарушении (например, отсутствии сертификатов), но не вправе сам принять решение о наложении штрафа: для этого он должен передать дело на рассмотрение в торгинспекцию.
В ситуации, когда размеры штрафов значительно возрастают, а собственных юридических знаний предпринимателя, как правило, недостаточно для эффективной защиты своих интересов, выход один: если Вы считаете, что размер административной санкции чрезмерно высок – обращайтесь к адвокату.
Статья КоАП РФ
|
Диспозиция
|
Санкция
|
Аналогичный состав
в КоАП РСФСР
|
Статья 14.4.
«Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил»
|
1. Продажа товаров, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, -
|
штраф в размере:
- на граждан
от 10 до 15 МРОТ;
- на должностных лиц
от 20 до 30 МРОТ;
- на юридических лиц
от 200 до 300 МРОТ.
|
ч.1 ст.146-4
«Продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил»
штраф
от 3 до 25 МРОТ.
|
2. Продажа товаров с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров для жизни и здоровья людей, -
|
штраф в размере:
- на граждан
от 20 до 25 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой;
- на должностных лиц
от 40 до 50 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой;
- на юридических лиц
от 400 до 500 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой.
|
ч.2 ст.146-4
Ответственность за аналогичное правонарушение была предусмотрена только в отношении продовольственных товаров
|
|
Статья 14.5.
«Продажа товаров при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин»
|
Продажа товаров в организациях торговли … а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин -
|
штраф в размере:
- на граждан
от 15 до 20 МРОТ;
- на должностных лиц
от 30 до 40 МРОТ;
- на юридических лиц
от 300 до 400 МРОТ.
|
ст.146-5
«Продажа товаров без документов»
штраф
от 50 до 100 МРОТ.
|
Статья 14.7.
«Обман потребителей»
|
Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара или иной обман потребителей в торговых организациях, … а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли, -
|
штраф в размере:
- на граждан
от 5 до 10 МРОТ;
- на должностных лиц
от 10 до 20 МРОТ;
- на юридических лиц
от 100 до 200 МРОТ.
|
ст.150-3
«Обман потребителей в небольшом размере»
штраф
от 1 до 30 МРОТ.
|
Статья 14.8.
«Нарушение иных прав потребителей»
|
1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, об изготовителе, о продавце и о режиме их работы
|
штраф в размере:
- на должностных лиц
от 5 до 10 МРОТ;
- на юридических лиц
от 50 до 100 МРОТ,
|
аналогичный состав административного правонарушения
не предусматривался
|
2. Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя,
|
штраф в размере:
- на должностных лиц
от 10 до 20 МРОТ;
- на юридических лиц
от 100 до 200 МРОТ.
|
аналогичный состав административного правонарушения
не предусматривался
|
|
3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом,
|
штраф в размере:
- на должностных лиц
от 5 до 10 МРОТ;
- на юридических лиц
от 50 до 100 МРОТ.
|
аналогичный состав административного правонарушения
не предусматривался
|
|
|
Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров
|
штраф в размере:
- на граждан
от 3 до 15 МРОТ;
- на должностных лиц
от 10 до 30 МРОТ;
- на юридических лиц
от 100 до 300 МРОТ.
|
ст.146, «Нарушение правил торговли»
штраф
от 3 до 25 МРОТ.
|
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №4-2002
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: законодательство