Клеймо престижа

Случайных надписей на часах не бывает: почти любое клеймо существенно повышает престиж и стоимость товара. Насколько именно – зависит от маркировки.

Случайных надписей на часах не бывает: почти любое клеймо существенно повышает престиж и стоимость товара. Насколько именно – зависит от маркировки.

На диком западе клеймо на корове имело четко определенный смысл: оно обозначало принадлежность животного хозяину. Клейма на часах могут иметь совершенно разное значение. Иногда оно является, по сути, чисто маркетинговым ходом, некой «фишкой», предназначенной не более чем для привлечения внимания потребителей. В других случаях каждая цифра и буква несут полезную информацию. И чем труднее производителю было получить отметку на часах, тем выше их цена.

Часовая география

Есть маркировки, наличие которых действует на неискушенного покупателя почти магически – как, например, пресловутая Swiss Made, означающая, что часы собраны и протестированы в Швейцарии, имеют швейцарский же механизм и доля стоимости, добавленной в Швейцарии, составляет не менее 50%. Вопреки распространенному убеждению, никакой информации о качестве или точности она не несет. Известность другой пометки – Made in Glashutte – лишь недавно вышла за пределы узкого круга знатоков: несколько лет назад ее ценность почувствовали и рядовые покупатели. А клеймо Probus Scafusia до сих пор затрагивает души лишь небольшого числа ценителей, хотя тоже относится к «географическим» и означает, что часы сделаны в швейцарском городке Шаффхаузен. Впрочем, больше никакой информации оно не несет.

 

Не секрет, что на швейцарских часах и по сей день можно увидеть клейма различных кантонов. К одним из наиболее весомых типов региональной маркировки (или appellation d’origine) относится женевское клеймо (Poincon de Geneve), учрежденное еще в 1886 году. Изначально оно представляло собой отпечаток герба женевы и девиза Post Tenebrae Lux – «после тьмы – свет», но со временем от девиза отказались, оставив только герб и надпись Geneve.

В отличие от предыдущих, ценность этого клейма в глазах знатоков механики не только в том, что часы произведены и проверены на территории кантона женева, а в том, что оно означает более высокое качество товара: для его получения механизм часов и его отдельные детали проходят особое тестирование в женевской лаборатории часового искусства и микроинженерии – Timelab. Здесь исследуют массу критериев: имеют ли мосты и платины отполированные отверстия; отполированы ли они сами так, чтобы не было видно обработки машиной;

Отполированы ли камни, вставленные в них; есть ли фаски у шестеренок колесного механизма и соответствует ли анкерное колесо заложенным стандартам по размеру и качеству обработки.

Недельная проверка производится на имитаторе носки, который в течение 14 часов ежеминутно вращает часы, а затем все оставшееся время удерживает их в одной позиции. За 7 дней может быть потеряно не больше одной минуты, что в среднем равно +/8,6 сек в день. Контролю подлежат и дополнительные функции: календарь, репетир, индикаторы запаса хода и прочее. Если проверяются хронографы, то они активируются в первый день теста.

Timelab испытывает только тестовый образец, представленный часовщиками. Затем он используется как эталон для сравнения и качественной оценки аналогичных часовых механизмов данной компании. Впоследствии контроль осуществляет уже сам производитель, если не брать в расчет периодические аудиты специалистов из Timelab.

В 2011 году в честь 125-летия маркировки ее стандарты усложнились: теперь эстетические критерии распространяются не только на механизм, но и на часы в целом. Компания, получившая разрешение поставить клеймо Poincon de Geneve, размещает его на платине или на одном из мостов механизма, а также обязуется предоставить покупателям сертификат, в котором будет указан серийный номер механизма и корпуса часов. Женевское клеймо можно увидеть на часах Cartier, Vacheron Constantin, Chopard, Roger Dubuis и некоторых других.

Тест независимости

Если не привязываться к кантону, самой известной независимой организацией, которая в Швейцарии занимается проверкой качества часов, многие годы остается Официальный швейцарский институт тестирования хронометров (COSC). Выданный им сертификат повышает «статусность» часов и, соответственно, цену. Отметка об этом наносится прямо на циферблат, чаще всего надписью Certified Chronometer или просто Chronometer. К постоянным клиентам COSC относятся Rolex, Omega и Breitling. Из 1,73 миллиона сертификатов, выданных в 2012 году, 85% получили именно они.

В чем особенности испытаний при проверке в COSC? Во-первых, тестированию подлежат не готовые часы, а только их механизм. Ему присвоят номер, заведут вручную и оставят в числе других «участников эксперимента» на суточный отдых перед началом тестов. Испытания проводятся следующим образом. Механизмы – по 10 штук – помещают в ячейки, которые устанавливают в 10 «этажей» в специальную рамку, так что одновременно тестируется партия из сотни механизмов. Примечательно, что все они заводятся не от автоматического модуля, а с помощью специального моторчика, подсоединяемого к заводной головке. Так что эффективность работы автоподзавода в тестах не учитывается.

Затем оптический сенсор будет считывать и передавать на сервер данные с циферблатов проверяемых механизмов в течение 15 дней. Механизму приходится работать с разными положениями заводной головки, с циферблатом, повернутым кверху и книзу. Меняются и температурные режимы: от «комфортного» + 23С граусов опускается до + 8оС, затем поднимается до + 38С градусов. COSC выдаст сертификат, если отклонение суточного хода равно +/-0,6 секунды в день на каждое изменение градуса.

Хронограф, если он есть, активируют на 10-й день, чтобы увидеть, как он влияет на точность хода. Кроме того, каждый механизм проверяется на соответствие еще семи критериям международного стандарта ISO 3159, разработанного для «наручных хронометров с пружинным балансовым осциллятором». Причем критерии не одинаковы для часов разных диаметров. К примеру, если диаметр механизма равен 20 мм, то отклонение не может превышать 2 секунды в день.

Среднее отклонение хода (суточная погрешность Vmoy) рассчитывается с той логикой, что если механизм работает стабильно, отклонение у него будет одинаковое. Причем даже если оно не соответствует стандарту, считается, что в хорошем механизме этот показатель можно подстроить под лучшую точность. Максимальная разница между отклонениями точности хода в сутки (Vmax) не должна превышать 5 секунд в сутки. При тестировании определяется также разница суточных ходов при разных положениях механизма, т.е. Принимается в расчет гравитация. Допустимая ошибка составляет -6/+8 секунд в день. В лаборатории COSC рассматривается и наибольшая разница между среднесуточным и суточным ходом часов в любой из 10 дней, которая не может превышать 10 секунд. COSC сравнивает отклонение хода механизма в первые два дня и в последний день теста. Допустима разница в 5 секунд.

Основная процедура COSC предназначена для тестирования механических часов, однако относительно недавно стало проводиться и 11-дневное тестирование кварцевых механизмов. Во время процедуры вращающийся в трех проекциях механизм должен выдержать 200 ударов в 100 Гс, а также изменения температуры.

Еще один европейский сертификат качества, который может получить любая марка, был учрежден в 1970 году федерацией швейцарской часовой индустрии – это тест Chronofiable. Он получил название от сочетания слова «Chrono» и французского «Fiable» (надежный).

Критерии теста не меняются практически с момента его создания. За 21 день проверки механизм – так же, как и в случае с женевским клеймом, – подвергается нагрузкам, какие часы испытали бы за полгода постоянного ношения потребителем. Ход и амплитуда проверяются после изменений температуры (15/30/55оС), линейных ускорений от 25 до 550 Гс и угловых – до 8 радиан/с2. Также часы тестируются на устойчивость к магнитному воздействию. С 2003 года испытания Chronofiable проводятся в лаборатории Dubois в Ла-шо-де-фоне, сами часы не маркируются, а только сопровождаются бумажным сертификатом.

Нешвейцарские стандарты

Как мы уже рассказали, COSC является самым востребованным тестом, и, к большому сожалению многих производителей часов, исключительно швейцарским. Более того, из-за этого нюанса без сертификата COSC нельзя даже написать слово Chronometer на циферблате. Поэтому маркам из других стран не оставалось ничего, как дать «свой ответ чемберлену» и разработать собственные стандарты хронометрии. Так появились сертификаты GSS (Grand Seiko Standard) и Glashuette, которые указывают не только на место изготовления, но и на прохождение целого ряда отличных от швейцарских тестов.

Стандартный контроль механизмов Grand Seiko напоминает процедуру тестирования COSC, но гораздо более жесток. Так, механизмы проверяются в шести разных положениях, а не в пяти, как в COSC; показатель среднего суточного хода считается приемлемым, если находится в пределах от -3 до +5 секунд в день. Vmoy не должно превышать 1,8 секунды, а показатель Vmax за два дня в одном положении считается нормальным с 4 секундами в день. Если разница между среднесуточным и суточным ходом часов окажется больше 8 секунд, то тест не будет пройден. На всю процедуру требуется 17 дней.

Немецкий город Гласхютте, известный своим часовым производством, также стал центром нешвейцарской хронометрии с независимой обсерваторией Glashutte. Ее построили в 1906-1910 гг., но в нынешнем виде она функционирует с 2005 года под эгидой Немецкого офиса по калибровке (German Calibration Office). Здесь тестируются готовые часы с учетом немецкого стандарта DIN 8319, практически не отличающегося от международного ISO 3159. Одним из отличий является обязательное наличие у часов функции остановки секундной стрелки, благодаря которой они настраиваются с максимально возможной точностью. В Гласхютте тестируются как механические, так и кварцевые механизмы.

Во франции независимым тестированием часов занимается обсерватория Безансон. Она проверяет хронометры на соответствие международным стандартам ISO 3159 так же, как это делает COSC, с единственной разницей – тестируемые механизмы находятся в корпусе. После теста на главную платину часов наносится изображение головы гадюки – клеймо качества обсерватории Безансон. К известным клиентам обсерватории относятся марки L.Leroy и Laurent Ferrier.

Одна марка - один стандарт

Некоторые часовые компании предпочитают проводить собственные тесты, создавая особые стандарты качества. Такое «самоуправство» отчасти было связано с критикой процедур COSC и Timelab, ставящей женевское клеймо, которые оценивались некоторыми часовыми игроками в начале 2000-х как недостаточно строгие. И хотя в 2011 году женевское клеймо обновило протоколы, стремящиеся к совершенству бренды остались верны собственным принципам контроля.

Так, с 1992-го Jaeger-LeСoultre проводит комплексный 1000-часовой тест Master Control для всех часов, в процессе которого проводится температурный тест, двухнедельный циклотест – переменное вращение часов и отдых, проверка в симуляторе естественного ношения и тест на водонепроницаемость при давлении от 3 до 20 атмосфер. Затем на корпус часов ставится клеймо 1000-часового контроля.

Richard Mille, во всем подчеркивающий свою уникальность, выделяется и в вопросах тестирования качества. Появившийся в 2012 году сертификат RM 031 High Performance Certificate не заменяет известный нам COSC – он его дополняет. К 15 дням тестов в Официальном швейцарском институте тестирования хронометров прибавляется еще 46 дней собственных проверок. Прилагаемый к часам сертификат гарантирует, что отклонение хода не будет превышать 30 секунд в месяц.

Долго, дорого, надежно

Особняком стоят тесты на качество Patek Philippe и Ulysse Nardin. Эти марки проверяют не только механизм, но и эстетические характеристики готовых часов. Такой комплексный подход к тестированию – редкость, потому что он дорогой, трудоемкий и... рискованный.

Распрощавшись с женевским клеймом, клиентом которого компания была чуть ли не с самого основания, Patek Philippe с 2009 года начала ставить собственную печать по итогам 19-дневного тестирования. Во время процедур механизм в корпусе проверяется в шести положениях на запас хода, погрешность хода и амплитуду баланса, проводится кинетическая симуляция ношения часов, проверка возобновления работы при неполном заводе и при вынужденной остановке баланса, контроль водонепроницаемости. Для механизмов диаметром свыше 20 мм приемлемым считается отклонение суточного хода в пределах -3/+2 секунды в день.

Что касается эстетических характеристик, то проводится оценка глянца металлических деталей, фасок на головках винтов, на верхних сторонах мостов и поворотном роторе. Ни одна модель Patek Philippe не поступает на прилавки без прохождения данного теста.

Ulysse Nardin пошла по стопам Patek Philippe и с 2012 года начала досконально проверять часы в собственных лабораториях и отмечать модели, прошедшие все круги тестирования на качество «Голубым клеймом». Для этого за одну неделю проводится эстетический контроль, тест на водонепроницаемость, на избыточное давление (-0,6 бар/+2,5 бар). А затем в течение пяти дней часы проверяются на точность в шести положениях с более строгими допустимыми пределами, чем у знаменитого COSC.

Коль скоро мы заговорили о комплексной проверке, было бы непростительно забыть независимый швейцарский знак качества фонда Fleuriet, который выдается с 2001 года. Он был основан четырьмя крупнейшими производителями региона флерье: Bovet, Chopard, Parmigiani и производителем механизмов Manufacture Vaucher, но управляет им независимый экспертный совет во главе с нотариусом Жаном Патрисом Хоффнером.

На сегодняшний день этот тест, пожалуй, можно было бы назвать самым объективным и самым «опасным» для производителя. Так называемый Fleuritest – предел строгости и «семь кругов экзаменационного ада» для любого бренда. Флеритест создан лишь для полностью швейцарских часов, он включает в себя тесты Chronofiable, COSC и тщательную визуальную проверку механизма, в том числе под микроскопом. Допустимое отклонение хода составляет всего 0/+5 секунд в сутки. Оценивается качество обработки и финиширования. Плюсом сертификации Флерье является то, что, несмотря на «локальное» название, маркировка не апеллирует к месту выпуска и в фонд может обратиться любой швейцарский производитель часов. На прошедшие проверку механизмы наносится маркировка Qualité Fleuriet с логотипом посередине так, чтобы он был виден, также логотип (немного напоминающий знак переработки отходов) может быть размещен на циферблате часов. Несмотря на демократичную открытость, желающие отдавать свои часы на флеритест в очередь не выстраиваются. Пока что отдельные модели маркируют все те же Chopard, Parmigiani, а с 2014 года Bovet.

С 2014 года – Bovet. Резюмируя, скажем, что если на вашей витрине есть часы с клеймом или маркировкой, следует знать, что же она означает, и быть готовым ответить на вопрос покупателя. Обязанность любого хорошего продавца – объяснить клиенту, за что он платит и что скрывается за выгравированными буквами. Возможно, именно благодаря вам в неосведомленном покупателе разгорится дух коллекционера и истинного ценителя настоящего качества, неважно, откуда оно родом. Вы же заметно повысите свой статус как профессионал, а значит, привлечете новых клиентов.

Автор: Галина Манукян
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: прилавок