Калибр Orient 46941

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Особенности ремонта </span></span></p>

Серию статей о типичных неисправностях и специфике ремонта отдельных механизмов мы начинаем с рассказа о часах Orient.

Серию статей о типичных неисправностях и специфике ремонта отдельных механизмов мы начинаем с рассказа о часах Orient.

Еще с советских времен механические часы Orient завоевали репутацию точных и надежных приборов, а благодаря своей относительной дешевизне стали в последние годы самыми доступными механическими часами на рынке. Оборотной стороной огромных объемов продаж является то, что механика Orient частенько попадает в часовые мастерские. Среди типичных неисправностей есть как те, которые возникают вследствие недоработок производителя, так и те, в появлении которых виноват владелец.
Большая часть проблем с этими часами является следствием их ценового позиционирования – массовая марка, какой является Orient, вынуждена экономить либо на материалах, либо отказываться от ряда проверок в угоду большей технологичности производства.

Рис. 1


Пожалуй, самый часто встречающийся дефект в механическом Orient – поломка календаря, когда цифра в окошечке даты отказывается меняться. Главная причина возникновения указанной неисправности – неправильная эксплуатация. Уж сколько раз говорили покупателям, что при переводе стрелок нельзя их прокручивать назад (к примеру с 1 часа ночи на 11 часов вечера), но все тщетно. Мастера часто напоминают об этом правиле пользователям, однако мало кто из владельцев часов придерживается рекомендаций.
Впрочем, более дорогие часы эту экзекуцию, как правило, переносят, чего нельзя сказать о массовом Orient. Причина в том, что суточное колесо здесь изготовлено из пластмассы, а не из металла, как у дорогих механизмов швейцарских марок или японской Seiko (см. рис. 1). И, как следствие, замятие мягких пластиковых зубчиков шестеренки при движении «задним ходом» становится обычным делом (см. рис 2). Назвать это технологическое решение конструктивным дефектом было бы несправедливым – скорее это плата за доступность. Дефект лечится заменой пластиковой шестеренки. Теоретически можно аккуратно выправить зубчики – функция календаря еще некоторое время поживет. Но повторная поломка будет лишь вопросом времени, и времени очень непродолжительного.

 

Рис. 2 Суточное колесо Orient изготовлено из пластмассы, поэтому заминание зубчиков шестеренки – весьма распространенная неисправность


Другая распространенная неисправность механизма часов Orient – потеря эллипса баланса. Рубиновый камешек легко выскакивает из своего гнезда, в этом случае часы просто останавливаются (см. рис. 3). При этом причина неисправности далеко не всегда заключается в небрежном обращении. На этот раз, утверждают специалисты сервиса, потеря детали – действительно врожденный дефект механизма. Эллипс у Orient закрепляется слишком слабо, чего нельзя сказать об элитных ЕТА или респектабельных Seiko – подобные неисправности у них почти не встречаются. Для ремонта приходится менять баланс в сборе, так как по отдельности эллипсы не поставляются.

ПО ВИНЕ ПОКУПАТЕЛЯ
Следующие поломки в подавляющем большинстве случаев вызваны небрежным или неосторожным обращением. К таким относятся выход из зацепления рычагов перевода даты (рис. 4). Такое может случиться, если слишком резко выдвигать заводную головку. Зато исправляется неприятность достаточно легко, замены деталей не требует: достаточно восстановить зацепление рычажков.
Часто от сильных толчков может пострадать анкерная вилка – ее палеты выскакивают от сильного удара. Лечение неисправности заключается в замене вилки.
Что касается ангренажной колесной системы, то она достаточно надежна. Мастера рекомендуют иметь на складе запасные части для нее, но напоминают, что поломки главной передачи в механизмах Orient встречаются гораздо реже.
Наконец, хотелось бы упомянуть о коварных неисправностях – дефектах, которые очень сложно диагностировать. К ним относится, например, небольшое искажение геометрии одного из зубчиков колесной передачи или появление на нем заусенца. Разглядеть такой дефект невооруженным глазом практически невозможно, сильная лупа поможет тоже не всегда, иногда на помощь приходится призывать микроскоп. Но главная сложность для мастера при диагностике заключается в том, что неисправность может обнаруживать себя очень редко. Например, если поврежден зуб на колесе, отвечающем за перевод даты, сбой будет появляться всего раз в месяц.
Если же говорить о механизмах Orient в целом, то, к чести японских мастеров, общий уровень качества механики этой марки весьма приличный, и показатель цена/качество у этих моделей – один из самых высоких в отрасли. Как признают мастера, точность хода и другие характеристики у Orient почти не уступают показателям моделей, которые на порядок дороже.

Рис. 3 Плохое крепление эллипса баланса – врожденный дефект японского механизма

ПАМЯТКА ПРОДАВЦУ
Продавая клиенту механику Orient, обязательно напоминайте о следующих правилах эксплуатации:
1. Никогда не переводите стрелки назад. Если дорогие марки еще перенесут подобное обращение, в Orient высока вероятность отказа календаря. Не поленитесь сделать лишний оборот, а дату переводите специальной кнопкой быстрой корректировки или заводной головкой в положении для быстрого перевода даты.
2. Оберегайте часы от ударов. Механика (любая, не только Orient) их не любит, от слабого удара выскакивают рычажки, от сильного могут поломаться оси шестеренок. Полностью противоударной механики не существует.
3. Заводную головку для перевода даты вытягивайте плавно, резкие движения могут вывести рычажки из зацепления.

 

Рис. 4 Если заводную головку выдергивать резко, рычажки перевода даты могут выйти из зацепления

ИМЕЙТЕ ПОД РУКОЙ
Список наиболее часто выходящих из строя деталей и узлов механизмов Orient, которые полезно всегда иметь на складе сервиса.
1. Узел баланса
2. Волосок баланса
3. Суточное колесо
4. Рычаги ремонтуара
5. Переводной вал заводной головки 6. Анкерная вилка
Также полезно иметь на складе шестерни ангренажной колесной системы, однако этот узел ломается значительно реже указанных выше.

Редакция благодарит компанию «Руспарт» за помощь в подготовке статьи.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №5-2012

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Orient 5-2012