Каким был 2020-й: итоги опроса часовщиков

На прошлой неделе мы предложили часовщикам принять участие в опросе об итогах 2020-го года. Похоже, что именно опросы остаются едва ли не единственным инструментом аналитики на часовом рынке. Специализированной часовой прессы больше не существует (журнал «Часы», выпускающий два номера в год минимальным тиражом, не в счет), фактически свернута деятельность отраслевых ассоциаций. Если в прошлые годы определенную аналитическую работу пытались вести мы в рамках «Часового бизнеса» и Timeseller.ru, сейчас эта деятельность сократилась пропорционально объему финансирования. Но понимать, что же происходит вокруг нас, что делают и планируют делать соседи, необходимо. Поэтому призываем всех участвовать хотя бы в опросах.

Мы предложили часовщикам ответить на несколько довольно простых вопросов про оценку итогов 2020 года (выручка, средний чек, состав магазинов, общее ощущение), работу в интернете и планы на 2021-й. На момент подготовки статьи в опросе приняло участие около 50 компаний. Здесь мы приведем краткие итоги на основе этих ответов. Одновременно мы приглашаем всех, кто еще не принял участие в опросе, выделить буквально минуту времени и проставить галочки. В следующий понедельник мы опубликуем более подробный отчет, уже на полном массиве данных. Переходите по ссылке https://u012370.stepform.io/Gzm2jPI.

Весь год и от ритейла, и от дистрибьюторов были слышны стоны про ненужность часов как товара, отсутствие денег у населения, локдаун. И часто можно услышать, что рынок чуть ли не умер. Однако опрос показал картину на удивление оптимистичную.

Понятно, что 2020-й был выдающимся со знаком минус. И 44% отпрошенных оценили его как «тяжелый, но не смертельный». Однако для 39% от оказался лучше, чем могло бы быть, а для 18% - вообще успешным!

Но это эмоции. Как бы не более интересным оказалась ситуация с выручкой. О серьезном (более 25%) падение выручки заявила четверть участников опроса. Трети компаний отметили снижение, но не такое большое, у 28% цифры примерно сохранились, а каждая седьмая сумела увеличить выручку! Чуть позже мы вернемся к этому вопросу подробнее.

В анкете был еще один вариант ответа: «был бизнес, больше нет». К счастью, этот вариант ни одного голоса не получил…

Интересно также познакомиться с планами на будущее. Первый позитив: как минимум, они есть! Среди предложенных вариантов по 35% набрали «активизация работы в интернете» и «оптимизация и изменения внутри компании» (изменение внутренних процессов, подхода к ценообразованию, переоборудование точек, обучение, пересмотр системы оплаты и т.д.). 7% компаний собираются открывать новые точки.

Но это «в среднем по больнице». Давайте посмотрим те же вопросы, но с учетом ценового диапазона товаров, которыми торгуют компании. Четыре кольца на следующей диаграмме соответствуют четырем группам магазинов по средней цене товара: до 10 000 рублей (внутреннее кольцо), 10 000 – 50 000, 50 -100 000 и свыше 150 000 рублей (внешнее кольцо).

Если среди магазинов, торгующих часами до 10 000 и от 10 000 до 50 000 рублей жесткое падение (свыше25% от прошлогоднего) отметили около 30% участников опроса, то в сегменте «от 150 000» таких было всего 22%. А треть из представителей люксового сегмента заявили о росте выручки на 20% и более!

Мне показалось интересным посмотреть, как оптимизм или пессимизм компаний в отношении прошедшего года влияет на их планы. Результаты на следующей диаграмме, ее принцип похож на предыдущую. Оптимисты (те, кто назвал год успешным вопреки всему) собираются концентрироваться на внутренней оптимизации и работе в интернет. Никто из них не собирается менять состав марок или искать новые товары. Среди тех, для кого год оказался тяжелым, хотя и не смертельным, картина иная: каждый пятый посматривает в сторону других групп товаров, каждый восьмой – будет пересматривать портфель брендов. Про интернет здесь думают относительно немногие, а на первом месте – внутренняя оптимизация. Видимо, именно здесь предприниматели видят возможности для повышения рентабельности.

И ответы на еще один вопрос о состоянии дел: «Как бы вы описали состояние своего бизнеса по итогам года?». Признаюсь, увидеть такой пирог не ожидал. Приятно!

Как уже сказал, это выжимка из текущих данных нашего опроса. Чтобы он стал более репрезентативным, необходимо участие большего числа операторов. Если вы еще не отвечали на анкету, перейдите по ссылке. Опрос абсолютно анонимен, так что приветствуем честные ответы!

https://u012370.stepform.io/Gzm2jPI

Вячеслав Медведев