Мы продолжаем публикацию (с незначительными сокращениями) материалов брошюры Геннадия Смирнова «Как защитить себя?», начатую в 1-2 «Часового бизнеса».
Проверка налоговой инспекцией
В ходе осуществления деятельности предпринимателям, как правило, не избежать проверок со стороны налоговых органов. Их права определены в статье 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации», в соответствии с которой государственным налоговым органам предоставляется право:
В органах государственной власти и в органах местного самоуправления, организациях у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства... производить проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих тайну, определяемую в установленном законом порядке.
Контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью...
Получать от предприятий..., а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.
Обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан...
Требовать от руководителей и других должностных лиц... , а также граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролировать их выполнение.
Приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках... в случае непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет.
Изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. Объем и состав изымаемых документов определяется инструкцией Главной государственной налоговой инспекции. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное
мотивированное постановление должностного лица налоговой инспекции.
Применять к предприятиям... и гражданам финансовые санкции.
Взыскивать в бюджет недоимки... с предприятий... в бесспорном порядке, а с граждан — в судебном.
Возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
Кроме того, права и обязанности сотрудников налоговых органов, а также порядок осуществления ими проверок и привлечения лиц к ответственности установлен НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ РФ (далее — НК РФ), первая часть которого была введена в действие 01 января 1999 г.
Полезно знать
2.1 Налоговый инспектор, направленный для проверки объектов торговли (выездная проверка), обязан иметь постановление на проверку, подписанное руководителем налогового органа и составленное по определенной форме (Приказ Министра РФ по налогам и сборам от 31 марта 1999 г. №ГБ-3-16/67). В случае, если налоговый инспектор, направленный для проведения выездной проверки, не имеет постановления на проверку, подписанного руководителем налогового органа, то, следовательно, такой налоговый инспектор НЕ УПОЛНОМОЧЕН проводить выездную проверку. А раз не уполномочен, то в соответствии со ст. 21 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик вправе не исполнять незаконные требования такого проверяющего. Запрещено повторно производить проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиками за уже проверенный налоговый период. То есть, если налоговая инспекция проверяла вас на предмет правильности уплаты вами подоходного налога за 1998 год, то повторно проверять правильность уплаты вами подоходного налога за 1998 год, даже, если появились на то некие «основания», налоговая инспекция не имеет права. Однако следует иметь в виду, что повторную проверку может провести налоговая полиция (см. «Проверка налоговой полицией»).
2.2 Налоговый инспектор имеет право проверить только документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности предпринимателя. При этом он имеет право произвести выемку (изъятие) документов на основании письменного мотивированного постановления уполномоченного должностного лица налоговой инспекции. Таким образом, например, санитарные книжки налоговый инспектор проверять не уполномочен (правило 2). А давать правовую оценку таким документам, как сертификаты, также не имеет права. В то же время налоговый инспектор имеет право истребовать у налогоплательщика такие документы, как накладные, приходные и расходные ордера, тетрадь (книгу) учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя, контрольную кассовую ленту и т.п. Истребование, выемку и изъятие документов налоговый инспектор обязан осуществлять в порядке, установленном ст. 93 и 94 НК РФ. Это очень важные для налогоплательщиков статьи, поэтому приведем их содержание полностью.
Статья 93. Истребование документов
1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
2. Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса. В случае такого отказа должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.
Статья 94. Выемка документов и предметов.
1. Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.
2. Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.
3. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист. До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.
4. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
5. Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.
6. О производстве выемки изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса и настоящей статьей.
7. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — стоимости предметов.
8. В тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы в порядке, предусмотренном настоящей статьей. При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.
9. Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.
10. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.
Необходимо обратить внимание на следующее:
истребованные документы налогоплательщик обязан передать налоговым органам в виде надлежащим образом заверенных (в том числе и самим налогоплательщиком) копий документов;
при выемке документов налоговыми органами изымаются надлежащим образом заверенные (в том числе и самим налогоплательщиком) копии документов;
при изъятии документов налоговые органы изымают подлинники документов, оставляя при этом налогоплательщику копии, заверенные уполномоченным лицом налогового органа.
Однако на практике налоговые органы часто принимают у налогоплательщиков подлинники истребованных документов, не оформляя данное действие должным образом. Так вот, если вы передали в налоговый орган, а налоговый орган у вас принял подлинники документов, то в силу ст. 94 НК РФ налоговый орган произвел ИЗЪЯТИЕ документов. А, следовательно, он должен произвести все действия, предусмотренные на этот случай в ст. 94 НК РФ. Если налоговый орган эти действия не исполнил, то изъятые им документы не могут быть положены в основу доказательства вины налогоплательщика, т.к. получены с нарушением закона. Ссылка налоговых органов на то, что налогоплательщик якобы добровольно передал налоговому органу подлинные документы, и поэтому не было произведено оформление этого действия в порядке ст. 94 Н К РФ беспочвенна, т.к. подлинные документы налоговый орган может только ИЗЪЯТЬ в установленном законом порядке.
2.3 Некоторые налоговые инспекторы при проверке тетради (книги) учета индивидуального предпринимателя требуют ежедневного выведения ассортиментного остатка товара (т.е. требуют, чтобы предприниматель ежедневно указывал в тетради остаток каждого в отдельности вида товара). Такие требования сотрудников ГНИ неправомерны. В торговле ведется непрерывный суммарный учет товаров, а не количественный. Отчет в торговле составляется с учётом стоимости товаров, реализация выражается в денежном выражении (выручка) (для этого, например, у предприятий и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККМ, существует кассовая книга или кассовый журнал) и остаток выводится в денежном выражении. Для установления остатка в количественном выражении проводится инвентаризация (учет) товаров. В соответствии со ст.4 закона РФ «О бухгалтерском учете» индивидуальные предприниматели обязаны вести бухгалтерский учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. В то же время п.65 Инструкции ГНС «Поприменению закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» установлено: «Физические лица, доходы которых подлежат налогообложению на основании деклараций о доходах и расходах, обязаны: а) ежемесячно вести в течение календарного года учет полученных ими доходов и произведенных расходов, связанных с получением этих доходов. (в ред. Изменений и дополнений N6, внесенных Приказом Госналогслужбы РФ от 26.02.98 N АП-3-08/28)». Таким образом, исходя из смысла вышеизложенного, можно сделать вывод, что индивидуальные предприниматели должны проводить учет товаров один раз в месяц.
2.4 В соответствии с положениями ст. 6 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» на налоговые органы возложена обязанность налагать штрафы на предприятия и физических лиц за нарушение этого закона. Одной из самых распространенных ошибок при работе на кассовых аппаратах является выдача продавцом чека после того как получены деньги и выдан товар. Рекомендуем выдавать чек покупателю (если, конечно, вы его пробиваете) до передачи товара или вместе с ним, т.к. невыдача чека влечет штраф в размере 10 минимальных оплат труда. Постановлением Конституционного суда РФ от 12 мая 1998 г. №14-П штраф за неприменение кассового аппарата, установленный абзацем 1 ст. 7 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» в размере 350 минимальных оплат труда признан не подлежащим применению. Поэтому в настоящее время к лицам, не выдавшим чек покупателю, применяются штрафные санкции в соответствии со ст. 146-5 КоАП РСФСР* в размере от 50 до 100 минимальных оплат труда (МОТ). Причем к ответственности может быть привлечен либо продавец, либо предприятие (индивидуальный предприниматель), за которым зарегистрирован кассовый аппарат. На практике имеют место случаи, когда налоговые органы сознательно хитрят и, установив факт невыдачи чека продавцом, т.е. действие, за которое предусмотрена ответственность абзацем 5 статьи 7 Закона 54 «О применении контрольно-кассовых машин... » (штраф - 10 МОТ), применяют положение абзаца 1 ст. 7 данного закона или ст. 146-5 КоАП РСФСР (штраф — от 50 до 100 МОТ). По этому поводу Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме от 30.09.1996 г. № 7 указал: «... в случае установления факта нарушения вышеуказанного закона должна применяться та штрафная санкция, которая предусмотрена законом за этот состав правонарушения...».
А это означает, что налоговая инспекция обязана доказывать, что был совершен именно тот вид нарушений, в отношении которого составлен акт. Сам по себе акт доказательством не является. Поэтому налоговая инспекция обязана использовать свидетельские показания, ваши объяснения и др. А как ранее было уже сказано, вы имеете право не давать объяснений. Так что делайте выводы сами. И, наконец, штрафные санкции за нарушение закона РФ «О применении ККМ... » могут быть принудительно взысканы с физических лиц только по решению суда.
В доказательство этого приведем выдержку из письма Генеральной Прокуратуры РФ по делу гражданина П., в отношении которого Инспекция МНС РФ по Советскому району г. Астрахани вынесла Постановление о взыскании штрафа в размере 4174 руб. 50 коп. в административном порядке и пыталась данный штраф взыскать без решения на то суда, передав Постановление напрямую судебному приставу-исполнителю. Итак, Генеральная Прокуратура РФ в письме от 27.09.99 №37/1-529-99 указала: «...Когда речь идет об административных правонарушениях, то действуют правила, предусмотренные КоАП РСФСР. Согласно этому Кодексу накладывать административное взыскание могут не только суды, но и многие контролирующие и правоохранительные органы... При этом установлено, что взыскание штрафов с физических лиц производится в судебном порядке...».
2.5 С 1 января 1999 г., после введения в действие первой части НК РФ в отношение налогоплательщиков впервые на законодательном уровне был установлен принцип презумпции невиновности. В настоящее время в соответствии с нормами п.6 ст. 108 НК РФ бремя доказывания наличия факта и обстоятельств правонарушения, а также вины налогоплательщика, в его совершении возлагается на налоговые органы. Отказ налогоплательщика в доказывании своей невиновности не может повлечь никаких негативных последствий. Кроме того, п.3 ст. 5 НК РФ устанавливает обратную силу действия Налогового Кодекса РФ, т.е. в отношении правонарушений, возникших до введения в действие НК РФ (до 01.01.1999 г.). При таких обстоятельствах налоговые органы обязаны применять нормы НК РФ в том случае, если это выгодно (степень ответственности меньше) налогоплательщику, т.е. сумма штрафа меньше или обстоятельства совершения правонарушения не могут быть признаны таковыми с точки зрения НК РФ. В иных случаях применяются положения законодательства, действующего на момент совершения правонарушения.
2.6 Следует знать, что НК РФ установлен порядок взыскания налоговых платежей и штрафов как с физических,так и с юридических лиц. При этом с физических лиц недоимки по налогам и сборам, а также пени и налоговые санкции (штрафы) могут быть взысканы исключительно в судебном порядке (ст. 45, 48, 104 НК РФ), если физические лица не исполнили соответствующее постановление налогового органа в добровольном порядке. А с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также пени могут быть взысканы в бесспорном порядке не позднее 10 дней с момента вынесения соответствующего постановления налогового органа и в случае, если юридическое лицо в данный период не подало в арбитражный суд иск о признании недействительным постановления налогового органа о выявленных недоимках по налоговым платежам и пени (ст. 46 НК РФ). Налоговые санкции (штрафы) могут быть взысканы с юридических лиц только в судебном порядке (ст. 104 НК РФ), если юридическое лицо не исполнило в добровольном порядке соответствующее постановление налогового органа.
2.7 Статьей 115 НК РФ значительно уменьшен срок исковой давности для взыскания налоговых санкций с налогоплательщиков. Теперь налоговые органы обязаны обратиться в соответствующий Арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании штрафных санкций в течение 6 месяцев с момента актирования правонарушения (в первой редакции НК РФ был установлен срок 3 месяца, но наши «любимые» депутаты почему-то посчитали его слишком коротким и увеличили в два раза). Обратите внимание: не с момента вынесения Решения о привлечении нарушителя к ответственности, а с момента выявления нарушения, т.е. с момента составления акта. Если налоговые органы пропустят срок, установленный ст. 115 НК РФ (6 месяцев), то налоговые органы теряют право взыскать штрафные санкции с налогоплательщика. Однако этот срок не относится к выявленным недоимкам по налогам и сборам, а также пени. Налоговые платежи и пени налоговые органы могут взыскивать с налогоплательщика в течение 3 лет с момента возникновения недоимок
(ст. 11 НК РФ).
2.8 Следует знать, что НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ могут привлечь лиц к административной и налоговой ответственности на основании НК РФ, закона РФ «О налоговых органах РФ», КоАП РСФСР, закона РФ «О применении ККМ...», Указа Президента РФ от 23.05.1994 г. №1006.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 3-2002
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: законодательство