Несмотря на то, что в органах власти много умных, добросовестных и порядочных людей, чтящих и умело использующих действующее законодательство, к сожалениию, встречается и совершенно противоположная категория чиновников. Методы защиты от их произвола приведены в брошюре «Как защитить себя?», выпущенной Астраханским обществом защиты прав налогоплательщика. Ее материалы (с незначительными сокращениями) мы начинаем публиковать в этом номере. Итак...
К вам пришли с проверкой
Помните: наиболее трудно исправлять те ошибки, которые допускаются в первые минуты общения с представителями проверяющих органов. И нередко именно эти ошибки, а не нарушения, влекут за собой наиболее серьезные последствия. Кроме всего прочего, проверка - это общение проверяющего и проверяемого. И сам проверяющий может допускать ошибки, причем и такие, которые могут свести на нет результаты проверки. Поэтому следует соблюдать рекомендуемые ниже правила:
Правило 1
Встречайте проверяющего всегда с улыбкой. Это психологически важно, т.к. проверяющий уже заранее настроен к вам негативно, а своим резким поведением вы можете еще более это усилить. Не конфликтуйте, ведите себя спокойно. Для поднятия настроения рекомендуем вспомнить вечно живой анекдот в тему:
- Как зовут вашего налогового инспектора?
- Его не зовут. Он сам приходит.
Правило 2
При любой проверке вы имеете право ознакомления с удостоверением личности проверяющего, названием и адресом органа власти, который он представляет, номером служебного телефона. Этим правом не следует пренебрегать. Такого рода сведения необходимо записывать и сохранять. Они могут пригодиться впоследствии, чтобы найти того, кто вас проверял и определить место, где искать изъятые проверяющим документы и имущество. Всегда просите проверяющего представиться и предъявить служебное удостоверение.
Кроме того, надо помнить, что под видом сотрудников милиции, инспекторов налоговой инспекции и полиции, работников госторгинспекции и т.п. могут работать жулики. Поэтому сотрудники даже Криминальной милиции и Инспекции по личному составу рекомендуют проверять удостоверения личности у лиц, обратившихся к вам с целью проверки.
Правило 3
Если вам предлагают дать объяснения, вежливо откажитесь. Исходите из того, что законы вы знаете недостаточно хорошо, а именно на первичных ваших объяснениях впоследствии будут строиться обвинения о совершении вами правонарушения. За отказ от дачи объяснения ответственность не предусмотрена (подробнее см. «Полезно знать»). Рекомендуется, например, сослаться на сильное душевное волнение и предложить проверяющему перенести дачу объяснений на другой срок. Помните, что все ваши слова, все ваши действия совершаются в неблагоприятной для вас обстановке. Поэтому старайтесь принять меры к сокращению процесса проверки. Например, сделайте вид, что вам вдруг стало плохо и потребуйте вызвать «Скорую помощь». Нередко выигрыш во времени ведет к выигрышу в ситуации. Помните: НЕТ АКТА - НЕТ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКТА.
Правило 4
По возможности не отказывайтесь от подписания документа. Это действие не имеет существенного значения для результатов правовой оценки проверки, но зачастую раздражает проверяющих. Но рекомендуем свою подпись обязательно сопровождать словами: «С АКТОМ (ПРОТОКОЛОМ) НЕ СОГЛАСЕН».
В чем не согласны, вам в дальнейшем, при необходимости, может подсказать юрист или адвокат.
А проверяющему лучше сказать, например, что из-за волнения не можете изложить ваши доводы на бумаге сейчас. Ваше же активное несогласие, выраженное письменно, может впоследствии сослужить вам хорошую службу, в том случае, когда контролирующие органы захотят вас привлечь к ответственности.
Пример
Мария Ивановна (далее - М П.) ежедневно торгует на рынке, где арендует прилавок. Однажды в разгар торговли к ней подходит некто и требует предъявить те или иные документы. М.И. улыбается (правило 1) и вежливо говорит:
- Здравствуйте. Извините, уважаемый господин, но не могли бы вы предъявить документы, удостоверяющие вашу личность (правило 2)?
Некто предъявляет М.И. служебное удостоверение, из которого следует, что он - налоговый инспектор такого-то района Живчиков Евгений Петрович (далее - Ж.). М.И. берет листок бумаги и записывает на нем все эти сведения (правило 2). Далее вновь обращается к Ж.:
Уважаемый господин Ж., подскажите, пожалуйста, какой у вас номер служебного телефона и где вас можно найти?
Ж. сообщает эти сведения, а М.И. их записывает (правило 2). Ж. приступает к проверке и требует, чтобы М.И. дала объяснения по имеющимся, по его мнению, фактам нарушений, на что М.И. отвечает:
- Извините, господин Ж., я как то не могу собраться с мыслями, успокоиться. Извините (правило 3).
В конце концов Ж. составляет акт и просит его подписать. М.И. внимательно читает акт и подписывает:
«С актом не согласна. Мария Ивановна Петрова» (правило 4).
На вопрос Ж.: «С чем вы конкретно не согласны?», М.И. отвечает:
- Извините, я сейчас просто не в состоянии вам объяснить. Но я ведь могу выразить свое мнение, не правда ли? (правило 3).
Проверка органами милиции
Наиболее часто в качестве проверяющих выступают работники милиции. Их полномочия при проведении проверок торговой деятельности определены пунктом 25 ст.11 Закона РФ «О милиции», в соответствии с которым милиции предоставлены следующие права: «При наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную. предпринимательскую и торговую деятельность: беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями, независимо от подчиненности и форм собственности..., в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства; проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции, опечатать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно- материальных ценностей; проводить контрольные закупки; требования обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также проводить их; получать от должностных и материально ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства; приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, в случае неисполнения ими законного требования сотрудника милиции о прекращении нарушения».
Милиция в соответствии с п. 5 этой же статьи имеет право на составление протоколов об административном правонарушении, осуществлять административное задержание и применять иные меры, предусмотренные законом.
У милиции много полномочий, поэтому отнеситесь серьезно к изложенным ниже рекомендациям.
Рекомендация 1. В процессе общения старайтесь быть немногословными.
Рекомендация 2. Избегайте конфликта, т.к. из всех проверяющих органов только милиция имеет право задержать вас.
Рекомендация 3. Помните, что чем быстрее вы встретитесь с адвокатом или юристом, тем больше у вас шансов свести к минимуму негативные последствия проверки. Это объясняется тем, что самим протоколом не устанавливается мера ответственности. Ее определяют либо руководство милиции, либо административная комиссия, либо суд.
Рекомендация 4. Помните, что в соответствии со ст. 236-1 КоАП РСФСР милиция по вашей просьбе обязана немедленно предоставить вам копию протокола об административном правонарушении. Если сотрудник милиции составит протокол в единственном экземпляре, то при подписании:
- поставьте прочерки в незаполненных графах;
-письменно укажите на бланке протокола, что сотрудник милиции отказался передать вам копию протокола, несмотря на вашу просьбу;
- подпишите: «с протоколом не согласен» и поставьте дату под вашей подписью.
Рекомендация 5. Если в отношении вас применяют административное задержание (оно может длиться не более трех часов), не давайте повода к принятию к вам еще более жестких мер. Помните, что только на свободе вы сможете эффективно защитить свои права.
Рекомендация 6. Во время проведения осмотра (досмотра) ни в коем случае не препятствуйте действиям сотрудников милиции (см «Полезно знать» 1.2).
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
0.1. Для работников всех контролирующих и правоохранительных органов права определены законодательством, и выходить за рамки Закона они не имеют права. Если для предпринимателей, продавцов действует принцип: «Разрешено все, что не запрещено законом», то для контролеров — наоборот: «Запрещено все, что не разрешено законом».
0.2. Статья 234 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР (далее — КоАП) устанавливает, что о совершении административного правонарушения составляется протокол уполномоченным на то должностным лицом. Это означает, что протокол, составленный лицом, НЕ уполномоченным на то законодательством, НЕ имеет юридической силы. Проще говоря, ПРОТОКОЛ, составленный НЕУПОЛНОМОЧЕННЫМ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦОМ, не может являться основанием для привлечения лиц к административной ответственности.
0.3. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч.2 ст.50 Конституции РФ). Например, в Налоговом Кодексе РФ определен порядок получения доказательств. Доказательства, полученные налоговыми органами с нарушением порядка, определенного НК РФ, не имеют юридической силы со всеми вытекающими из этого последствиями.
1.1. На основании п. 25 ст. 11 Закона «О милиции» вас имеют право проверить только при наличии данных о ваших нарушениях. Т.е. имеется в виду, что данные должны быть официальными, анонимки не должны проверяться на основании действующего Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.68 г. Nb2534-VII «О порядке рассмотрения предложений заявлений и жалоб граждан» в ред. от 02.02.88 г. №8422-XI: «Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать, помимо изложенного существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит». Данные о нарушениях должны быть зарегистрированы в журнале дежурной части РОВД, а заявления и письма - в журнале секретариата. На основании зарегистрированных фактов нарушений сотрудникам милиции выдается направление на проверку конкретной торговой точки с указанием конкретных мотивов, повлекших за собой проверку. Наличие такого направления у сотрудника милиции свидетельствует о наличии у него полномочий.
Некоторые сотрудники милиции игнорируют данное положение, ссылаясь на то, что в законе нигде не сказано об обязательном наличии направления. Однако это не так. В п. 25 ст. 11 Закона «О милиции» полномочия на проведение проверки предоставлены МИЛИЦИИ, т.е. ОРГАНУ, а не РАБОТНИКУ милиции. От лица органа может выступать только начальник милиции (в редких случаях - его заместители), который частично делегирует эти права своим подчиненным на основании приказов, распоряжений, инструкций, направлений и т.п. Таким образом, направление на проверку, выданное сотруднику милиции, свидетельствует о том, что данному сотруднику законно делегированы соответствующие полномочия на проведение проверки. При этом сведения о наличии у него полномочий на проверку он должен довести до проверяемого. Следовательно, если сотрудник милиции не имеет направления на проведение проверки, то и составленный им протокол не имеет юридической силы (см. «Полезно знать» 0.2). Однако следует знать, что если сотрудник милиции ЛИЧНО заметил правонарушение (например, невыдачу чека), то он в соответствии с законом «О милиции» обязан немедленно принять меры к устранению нарушения, и для этого ему никакого направления не требуется.
1.2. В торговых, складских и служебных помещениях сотрудники милиции могут проводить досмотр товара в присутствии владельца имущества либо его представителей или уполномоченных лиц. В случае же отсутствия владельца (собственника) товара досмотр может быть проведен только с участием двух понятых. По результатам досмотра составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном нарушении. Данные нормы установлены ст. 243 КоАП РСФСР. Таким образом, в присутствии продавцов сотрудник милиции может лишь зайти в помещение, но самостоятельно производить досмотр не имеет права. Методы проведения досмотра и обыска практически не имеют существенных отличий. При досмотре, как правило, спрашивают согласие собственника на вскрытие сумок, ящиков, коробок и т.п., при обыске этого не требуется. Однако по возможным последствиям досмотр и обыск имеют существенные различия: — после проведения досмотра составляется протокол, на основании которого лицо может быть привлечено к административной ответственности (как правило, штрафу);
- после проведения обыска составляется протокол, на основании которого лицо могут привлечь не только к административной, но и к уголовной ответственности. Кстати, сотрудникам милиции разрешается при наличии оснований проводить обыск. И для этого им не требуется иметь ордер на обыск, просто они обязаны уведомить прокурора об этом в течение 24-х часов с момента начала проведения обыска. Кстати, необходимо разъяснить, что: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — это ответственность физического лица за совершение правонарушений (проступков), предусмотренная КоАП РСФСР (предупреждение, штраф, арест, конфискация и др.).
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - это ответственность физического лица за совершение противоправных деяний, предусмотренная Уголовным Кодексом РФ (штраф, лишение свободы и др.). Граница между административной и уголовной ответственностью достаточно прозрачна. Пример
Гражданин С., продавая подсолнечное масло, совершил обвес покупателя на сумму 8 руб. 50 коп. Несмотря на то, что сумма была незначительна и правонарушение похоже на административный проступок, с точки зрения УК РФ 8 рублей 50 копеек для данного вида правонарушений были квалифицированы как значительный ущерб, причиненный потребителю, т.к. превысили одну десятую размера минимальной оплаты труда (МОТ = 83 руб. 49 коп., с 01 января 2001 г. МОТ для исчисления штрафов = 100 руб.). В отношении гражданина С. было возбуждено уголовное дело по ст. 200 УК РФ (штраф от 100 МОТ). В данном случае при рассмотрении дела удалось доказать, что часть подсолнечного масла (20 г стоимостью 17 коп.) при контрольном взвешивании осталась на стенках посуды и не была взята в расчет. В результате гражданин С. был привлечен вместо уголовной к административной ответственности в соответствии со ст. 150-3 КоАП РСФСР (от 1 до 30 МОТ).
1.3. Чем АКТ отличается от ПРОТОКОЛА? Акт — документ, подтверждающий совершение некоего события (действия). Проще говоря, актом подтверждается, что в конкретном месте и в конкретное время при конкретных обстоятельствах произошло конкретное событие. Акты имеют право составлять как любые граждане, так и любые юридические лица. Протокол - документ, квалифицирующий событие (действие или бездействие лиц) как правонарушение. В отличие от акта в протоколе, кроме указания места, времени и обстоятельств совершения события, делается вывод о том, что данное событие является правонарушением. Протоколы имеют право составлять толькоуполномоченные на то лица, которым законодательством предоставлено право давать правовую оценку событию, указанному в протоколе. Таким образом, если в акте делается вывод о том, что событие является правонарушением, то это уже, по сути, ПРОТОКОЛ, несмотря на то, что такой документ назвали АКТОМ. А протокол имеет право составлять (т.е. давать правовую оценку событию) только уполномоченное лицо. Соответственно, действия должностного лица по составлению такого протокола могут быть обжалованы.
Должностные лица обязаны давать в протоколах правовую оценку событиям (квалифицировать как правонарушение) только в пределах своих полномочий. Пример: сотрудник милиции составил протокол, в котором указал, что продавец нарушил правила торговли (ст. 146 КоАП РСФСР). Однако в соответствии с действующим законодательством сотруднику милиции не предоставлено полномочий давать правовую оценку правонарушениям по этой статье. Он должен был составить не протокол, а акт, в котором только зафиксировать факт события, без квалификации его как правонарушения. Такие действия сотрудника милиции могут быть обжалованы. Кроме того, следует иметь в виду, что в случае признания действий должностных лиц неправомерными обвиняемый в правонарушении приобретает право на возмещение ущерба и компенсации морального вреда.
1.4. При составлении протокола (постановления) нарушителю должны разъясняться его права, предусмотренные ст. 247 КоАП, и об этом должна быть сделана соответствующая запись в протоколе. Следовательно, если проверяющий не разъяснил нарушителю его права и не сделал соответствующую запись в протокол, то действия проверяющего могут быть признаны неправомерными.
Нарушитель имеет следующие права:
знакомиться с материалами дела:
давать объяснения;
представлять доказательства;
заявлять ходатайства;
при рассмотрении дел пользоваться юридической помощью адвокатов;
выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика;
обжаловать постановления по делу;
дело о привлечении лица к административной ответственности вправе быть рассмотрено лишь в присутствии этого лица, кроме случаев, когда имеются данные, что лицо своевременно извещено о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Есть у него и обязанность - присутствовать при рассмотрении дел, если его обязательное присутствие предусмотрено законом. В случае уклонения его от этой обязанности без уважительных причин лицо может быть органом внутренних дел (милицией) подвергнуто приводу.
1.5. Сотрудник милиции ИМЕЕТ ПРАВО ИЗЫМАТЬ документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции. Причем только в тех случаях, когда сами документы являются объектами правонарушений (ст.244 КоАП РСФСР). Надо понимать, что здесь идет речь о накладных, счетах, приходных и расходных ордерах и т.п. документах. Изымать свидетельства предпринимателя, лицензии, иные правоустанавливающие документы, а также сертификаты соответствия, гигиенические сертификаты и тому подобные документы сотрудник милиции не имеет права. Однако сотрудник милиции имеет право проверять наличие вышеперечисленных документов. Это означает, что предприниматель должен предъявить требуемый документ, но вовсе не обязан передавать его в руки проверяющего. Т.е. предприниматель показывает документ, не выпуская его из своих рук (точно так же, как проверяющий предъявляет свое удостоверение). Если проверяющий все-таки взял в руки документ, то этим самым он проводит изъятие (выемку) документа, которое должно быть официально оформлено протоколом или актом изъятия (выемки) с указанием перечня изъятых документов и мотивов их изъятия. Если контролер выразит сомнение по данному поводу, то попросите его предъявить и при этом передать вам в руки служебное удостоверение. Этот аргумент, как правило, срабатывает и подтверждает вашу правоту. Сотрудники милиции НЕ ИМЕЮТ ПОЛНОМОЧИЙ проверять наличие у предпринимателей САНИТАРНЫХ КНИЖЕК (а тем более — изымать их). Во-первых, право проверки наличия этого документа не предоставлено сотрудникам милиции ни одним федеральным нормативным правовым актом. При этом следует понимать, что органы власти республик, краев, областей в соответствии со ст. 55 Конституции РФ НЕ вправе устанавливать на своих территориях нормы, ущемляющие права граждан. Но это по Конституции! А в жизни... Во-вторых, право проверки санитарных книжек федеральным законодательством предоставлено исключительно органам Санэпиднадзора. Сотрудник милиции имеет право проверить у продавцов НАЛИЧИЕ таких документов, как паспорта (удостоверения личности), свидетельства предпринимателя, лицензий, сертификатов, тетради учета индивидуального предпринимателя, кассового журнала, накладных, счетов и т.п.
1.6 Важно понимать, что сотрудники милиции имеют право проверять наличие документов, но не имеют полномочий давать правовую оценку таким документам, как:
сертификаты;
лицензии;
тетради (книги) учета индивидуальных предпринимателей;
Термин «давать правовую оценку» означает: во-первых, квалифицировать событие как правонарушение и, во-вторых, дать обоснование, в чем состоит данное правонарушение и какие нормы законодательства при этом нарушены. Это означает, что выявленные, по мнению работника милиции, нарушения по вышеперечисленным документам он должен актировать (а не протоколировать, т.к. протокол — это уже правовая оценка) и передавать акты в компетентные органы для принятия по этим фактам нарушений соответствующих мер. Именно акты, а не сами документы. По сертификатам соответствия — в органы Госстандарта (ЦСМ). По тетрадям учета индивидуальных предпринимателей — в соответствующие органы налоговой инспекции и т.д.
(Продолжение в следующем номере)
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №1-2002
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: 1-2002