Как сберечь свое имя
Какой-то Сиволапов начал выпуск часов с логотипом в точности как ваш! “Да как он посмел? Это же наш знак, это мы заплатили дизайнеру столько, что хватит на безбедную старость!. Какое они имеют право?!”
Какой-то Сиволапов начал выпуск часов с логотипом в точности как ваш! “Да как он посмел? Это же наш знак, это мы заплатили дизайнеру столько, что хватит на безбедную старость!. Какое они имеют право?!”
…Да-а, часовой бизнес — не самое простое дело. Работы много, устаете? Но можно же иногда отдохнуть, полистать свежую газетку, ведь новая модель уже на рынке, товарный знак разработан, название удачное найдено, реклама — и недешевая! — “крутится” повсюду…
Но что это, что за бред в газете? Какой-то Сиволапов начал выпуск часов с логотипом в точности как ваш! “Да как он посмел? Это же наш знак, это мы заплатили дизайнеру столько, что хватит на безбедную старость!. Какое они имеют право?!”
Вот о праве и поговорим.
Зачем?
Многие продают часы. Поэтому, открыв рекламную страницу, покупатель видит десятки предложений. А на что он обратит внимание в первую очередь? На название, символику фирмы, и на название (марку, брэнд) самого товара. Именно от того, каким будет первое впечатление, зависит, прочитает ли он текст рекламы, и наберет ли тот или иной телефонный номер. Другой случай: человек идет по улице. Чем он неосознанно занят? — Читает вывески. И если на вашей только унылая надпись “ЧАСЫ”, он — ваш возможный клиент с деньгами в кармане! —просто пройдет мимо, не выделив ее среди десятков подобных. А если издалека виден яркий, красочный товарный знак, уже знакомый по рекламному объявлению, то шансы, что он невольно ускорит шаг и окажется “в лапах” ваших менеджеров, неизмеримо возрастают. Именно так работает вся реклама. Множество людей ежедневно проходят этот путь, и от эффективности рекламы зависит, сколько из них окажутся у вашего прилавка. А, следовательно, и ваши доходы.
Один из ключевых элементов любой рекламы – товарный знак. Сомневаетесь? Тогда попробуйте назвать хоть одну известную фирму, не имеющую своего товарного знака — эмблемы или логотипа. Уверен, что это у вас не получилось, а значит вы “созрели” чтобы узнать о них если не все, то уж наверняка больше, чем конкуренты. Товарный знак может представлять собой все, что угодно: название фирмы или марку часов, графические элементы (логотип, символику фирмы), любые их сочетания. За примерами далеко ходить не требуется – когда слышишь “Tissot”, “Orient” или “Omega”, сразу представляешь часы — высокого качества, надежные, престижные. Эти названия говорят сами за себя. В идеале товарный знак — это воплощение всего лучшего, чем располагает компания: опыта работы, популярности, деловой репутации, качества продукции и безукоризненности сервиса.
Однако, все не так просто. Вспомните ситуацию, описанную в начале статьи. В порыве праведного гнева вы звоните в офис конкурента, где секретарша будничным тоном сообщает: “Наша компания обладает исключительным правом на данный знак и может размещать его где угодно… Что? Вы разработали? Вами проводилась рекламная компания? Жаль, но нам ничего об этом неизвестно. Мы имеем государственное свидетельство и, в свою очередь, требуем немедленно прекратить выпуск товара под этим названием. В противном случае вынуждены будем обратиться в суд.” Короткие гудки... Знакомая ситуация? Быть может, подобное случалось с кем-то из ваших коллег? Надеюсь, что нет. Однако, это вполне реально, и как говорится, “от войны, сумы и тюрьмы не зарекайся”…
Пираты XXI века
Ни для кого не секрет, что пиратство в области товарных знаков (логотипов, эмблем, символики, дизайна и т.д.) в нашей стране процветает. И что товарные знаки воруют порой даже до их появления на рынке, как с целью использования “раскрученного” имени, так и для получения денежной компенсации с настоящего — но, увы, нерасторопного — владельца. Помните, в советское время нас стращали разгулом промышленного шпионажа на Западе? Западом мы еще не стали, но уже позаимствовали кое-что из достижений тамошней цивилизации…
Ущерб от использования кем-то другим вашего товарного знака может быть весьма велик. Мало того, что используется ваша реклама — а она стоит немалых денег, — конкурент способен еще и дискредитировать ваше честное имя в глазах потребителей, продавая, например, под вашим знаком товар худшего качества. Правда, может быть и иначе – вы сами, не зная того, берете для рекламной кампании чей-либо зарегистрированный знак.
Если конкурент и не зарегистрировал ваш знак, а просто использует его для своих товаров, вы, не имея свидетельства о государственной регистрации знака, не вправе предъявить к нему какие бы то ни было претензии. Можно ли всего этого избежать? Можно, если перед тем, как начать использовать знак, осуществить его государственную регистрацию в качестве товарного знака.
Ну, ладно… Расскажите нам, что это такое?
Товарным знаком может служить название или рекламная формула (словесный знак), графический элемент или композиция (изобразительный знак), а также их сочетание, называемое комбинированным товарным знаком. Действующий в настоящее время “Закон РФ о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” дает такое понятие товарного знака:
К товарным знакам и знакам обслуживания относят обозначения, предназначенные для того, чтобы отличать товары и услуги одних лиц от однородных (аналогичных) товаров и услуг других лиц.
Действительно, товарный знак действует (и, соответственно, охраняется законом) только в отношении тех товаров и услуг, для которых он зарегистрирован. На практике это означает, что лица, торгующие, к примеру, мукой под товарным знаком “Tissot” не нарушают прав владельца часового знака. Точно так же, если вы хотите использовать для часов знак, зарегистрированный на чье-либо имя в сфере, скажем, нефтехимической промышленности, то можете не опасаться претензий со стороны его владельца.
Однако, не всякое обозначение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Нельзя использовать, прежде всего, слова и изображения, которые являются общеупотребительными для данной области. В качестве примеров для часового бизнеса можно привести слова “часы”, “время”, “секунда”, “хронометр” и т.д., а также изображения часов и их механизмов. Кроме того, не регистрируются отдельные буквы и цифры, аббревиатуры, слова, указывающие на качество часов (“противоударные”, “вечные”), а также свойства (“настоящие”, “подлинные”, “original”).
Такие обозначения могут быть использованы любым производителем, и, следовательно, ни одному лицу не может быть предоставлено исключительное право на их использование. Кроме того, не могут быть зарегистрированы знаки, сходные или совпадающие с товарными знаками, ранее зарегистрированными на имя других организаций в отношении этих же товарных групп. Товарный знак должен быть зарегистрирован в Патентном ведомстве той страны, в которой предполагается его использование. В РФ таким ведомством является Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент).
Как это сделать? Процедура не столько накладная, сколько непростая и в ней, как и в любом деле, есть много тонкостей, от соблюдения которых зависит результат. Регистрация осуществляется путем подачи заявки в Патентное ведомство . Дата подачи заявки становится датой приоритета знака. С этого момента вы можете быть уверены в том, что, кто бы ни попытался подать заявку на такой же знак, ему будет отказано на основании вашего приоритета. По заявке проводится экспертиза, целью которой является проверка соответствия материалов заявки требованиям законодательства. По результатам экспертизы, может быть принято решение либо о регистрации товарного знака, либо об отказе в его регистрации. Наиболее распространенная причина отказов в регистрации товарных знаков – наличие ранее зарегистрированных на те же виды деятельности сходных обозначений. Чтобы снизить вероятность отказа по этой причине до минимума, целесообразно перед подачей заявки провести проверку его новизны в фонде зарегистрированных товарных знаков РФ.
Часто патентным поверенным в ответ на такое предложение приходится слышать: “Да нет, что вы, мы сами разработали свой знак, никто не мог придумать такой же!”. Да, абсолютно правильно, точно такой же знак вряд ли кто-нибудь придумал и, уж тем более, зарегистрировал. Однако, вашему знаку может быть отказано в регистрации, даже если будет признано наличие его визуального сходства с другим, ранее зарегистрированным знаком. Другая распространенная ошибка – утверждения типа: “Я знаю свою сферу деятельности, никто не работает под таким знаком, я уверен”. Опять-таки, вы полностью правы. Но зачастую крупные компании, занимаясь, скажем, банковской деятельностью, параллельно регистрируют свой товарный знак для всех остальных групп товаров и услуг. В этом случае они, хотя и не используют свой товарный знак в вашей сфере, тем не менее, обладают исключительным правом на него. А вряд ли кто-либо может похвастаться своим знанием всех товарных знаков всех производителей во всех сферах деятельности.
Теперь – о правах
Являясь владельцем зарегистрированного товарного знака, вы обладаете исключительным правом на его использование на всей территории Российской Федерации. Это чрезвычайно удобно даже тогда, когда ваш бизнес охватывает какой-либо ограниченный регион, к примеру, Москву и Московскую область. В этом случае, вы имеете право предоставить своим региональным партнерам лицензию на использование вашего знака в тех районах, где они не будут составлять вам конкуренцию. В таких случаях заключается и регистрируется в Роспатенте лицензионный договор, в котором фиксируются условия, на которых вы позволяете использовать ваш знак. Разумеется, такая лицензия чаще всего бывает небезвозмездной.
Кроме того, товарный знак имеет стоимость в денежном выражении (подчас очень высокую), может входить в нематериальные активы предприятия, а также может быть переуступлен (продан) третьим лицам путем регистрации соответствующего договора. Очевидно, что при такой значимости товарного знака требуется предельно ответственный и профессиональный подход к его регистрации и дальнейшему использованию. Процедура регистрации содержит, помимо изложенных, большое количество сложностей и “подводных камней”. Поэтому в случае необходимости регистрации товарного знака лучше всего обращаться к профессионалам. В настоящее время на российском рынке присутствует множество организаций, предлагающих свои услуги в области промышленной собственности, и в частности, в сфере регистрации товарных знаков. Прежде всего, следует убедиться, что человек, которому вы планируете поручить заботу о вашем товарном знаке, обладает необходимыми знаниями и квалификацией. Этот вопрос проще всего выяснить, если он является официальным патентным поверенным Российской Федерации. Патентный поверенный имеет регистрационное свидетельство установленного образца, а также индивидуальный регистрационный номер. Лица, приобретающие статус патентных поверенных, обязаны иметь пятилетний стаж работы в данной области, а также сдать квалификационный экзамен. Это является минимальной гарантией того, что вашим знаком займется специалист. В случае возникновения каких либо сомнений в квалификации поверенного, вы можете связаться с Роспатентом и, назвав его регистрационный номер, получить информацию о стаже его работы, наличии ограничений или жалоб на его деятельность. Также разумным шагом будет получение у представителя фирмы информации о том, в течение какого периода они работают в данной сфере, и выяснить круг их клиентов. Весьма хорошим признаком служит взаимодействие патентной фирмы с одними и теми же клиентами на протяжении нескольких лет.
Этой публикацией “Часовой бизнес” открывает серию статей, посвященных вопросам защиты интеллектуальной собственности. Редакция будет благодарна за любые ваши отзывы и пожелания.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №4-2000
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: законодательство 4-2000