Как новые!

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Поговорим о восстановлении часов</span></span></p>

Про борьбу с потребителем написано много. Хорошо, если вы выиграли. А если нет, то у вас остается «на память» сувенир в виде ношеных часов, да еще и с каким-нибудь дефектом механизма в придачу. Что с ними делать? Носить самому? Выкинуть? Подарить врагу? Продать по дешевке? Или восстановить и выставить на витрину? Будем говорить о восстановлении.

Про борьбу с потребителем написано много. Хорошо, если вы выиграли. А если нет, то у вас остается «на память» сувенир в виде ношеных часов, да еще и с каким-нибудь дефектом механизма в придачу. Что с ними делать? Носить самому? Выкинуть? Подарить врагу? Продать по дешевке? Или восстановить и выставить на витрину? Будем говорить о восстановлении.

Не все часы подлежат полному восстановлению после носки, вернее, для многих часов это нецелесообразно. Описать, какие часы можно сделать «как новые», а какие нет, в одной фразе нельзя. По большому счету, всю эту статью можно рассматривать именно как классификатор восстановимости отдельных дефектов, доставшихся вам от «благодарных» покупателей. Все, как обычно, упирается в цену.
Будем рассматривать проблему не по типичности дефекта, а по цене восстановления часов, и начнем с самого простого - царапин стекла и сколов. В одном из предыдущих номеров «Часового бизнеса» о стеклах было написано достаточно подробно, можно сказать только, что при наличии сервисной поддержки эти дефекты нельзя назвать серьезными. Правда, без поставок оригинальных стекол (что происходит достаточно редко) это может стать проблемой для многих моделей.
Царапины на цельнометаллических деталях, не имеющих покрытия (позолоты и т.п.) - дефект несложный. В общем случае для его устранения необходима полировка несколькими кругами с применением специализированных паст. Если основная поверхность - матовая, то после полировки деталь должна быть обработана в пескоструйной установке. Хуже обстоит дело, если на поврежденной детали есть надпись, травление, тиснение или позолота. Тогда эти зоны необходимо изолировать при полировке. Очень часто приходится приносить в жертву общей красоте надписи на задней крышке, выполненные травлением или лазерной гравировкой. Конечный потребитель, как правило, не знает, что именно должно содержаться в надписи, и отсутствие, например, серийного номера чаще всего проходит незамеченным. Обработка стальных деталей в пескоструйке также дает еще один интересный эффект - при обработке некоторыми видами песка сталь становится практически неотличима от титана (с расстояния полметра-метр). Иногда этот прием мы используем для имитации отдельных утерянных декоративных деталей (винтов, накладок и т.п.), поскольку изготовить новые из титана в условиях мастерской почти невозможно.
Дефекты механизма, как правило, не вызывают каких-либо затруднений, кроме случаев повреждения вследствие попадания воды. Также тяжело восстанавливать механизм после «рационализаторов» - к первоначальному дефекту прибавляется еще два-три, плюс отсутствующие детали и изменения конструкции (хотя последнее встречается сейчас все реже и реже).
Еще одна проблема - повреждения и утрата декоративных элементов (различного рода винтов, заклепок и камешков). Фианиты - вещь массовая и относительно недорогая. Они бывают любых форм и размеров. Камни других цветов также не проблема. Главное, чтобы клей не замутил чистоты камня. Винты, заклепки и прочие атрибуты можно изготовить в кустарных условиях из близких по размеру винтов или гвоздей. Главное в этом деле - внешняя схожесть с оригиналом: никто не будет смотреть, как внутри этот элемент закреплен и никого не заинтересует чистота обработки внутренних поверхностей (если элемент, конечно, сам не отвалится). Внешне между посадкой на клей и завинчиванием нет абсолютно никакой разницы. А если нет разницы - зачем платить больше? Важно следить, чтобы декоративный элемент не нес никакой функциональной нагрузки - будет неловко, если, скажем. понадобится открутить винт при смене батарейки.
Повреждения водой циферблата и стрелок с люминофором. К сожалению, все сводится к установке новых деталей. Однако почему-то у всех серьезных производителей на оригинальные циферблаты совершенно «нереальные» цены - например, обычный циферблат для Seiko Kinetic может стоить до 50 долларов! Скорее всего, это объясняется борьбой с подпольными производителями имитаций (читай, подделок) известных марок. Стрелки стоят, как правило, значительно дешевле, их также можно подобрать из числа имеющихся в мастерской или сервис-центре. С такими часами обычно происходит еще одна неприятность - как правило, чем дольше механизм часов остается влажным, тем скорее он приходит в полную негодность, что сильно увеличивает издержки на восстановление. Такие часы остается только продать в сервисный центр по «смешной» цене на запчасти, правда, запчастей, пригодных к использованию, в них также остается немного.
Царапины деталей, имеющих покрытие, - самый распространенный дефект и самый «тяжелый». Полировка таких часов, за редким исключением, является только началом, поскольку при этом часто «вылезает» латунь или аллой. Как следствие, требуется покрытие часов новым слоем позолоты после предварительной полировки. Это удовольствие недешевое - часы надо полностью разобрать (снять стекло, удалить резиновые прокладки, снять и разобрать кнопки и головки браслета и т.п.). Открытыми необходимо оставить только металлические поверхности, предназначенные для гальванической обработки или нанесения ионного напыления. Речь идет о полном покрытии часов, поскольку частичное не имеет смысла - подбор цвета позолоты слишком «тонкий» процесс, зависящий не только от концентрации компонентов, но и от условий. Мастер-гальваник «попадает» в цвет только с 10-20 попытки (за неудачи, так или иначе, тоже придется платить сервис-центру). В общем, при цене часов менее 500 долларов не советуем даже думать об этой процедуре. Чуть легче с металлизацией - покрытие никелем (между прочим, не разрешенным в качестве напыления для наручных часов) стоит гораздо дешевле. Нанесение палладия по цене - выше позолоты, однако подготовка к покрытию - такая же.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №4-2002

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: 4-2002