Как нам реорганизовать дизайн

Находясь на стыке культур, всегда можно использовать достижения обеих сторон. Особенно если речь идет о дизайне.

Находясь на стыке культур, всегда можно использовать достижения обеих сторон. Особенно если речь идет о дизайне.

 

Дизайн и формообразование
 
Обсуждать, что лучше, круглый или квадратный корпус, черный или зеленый ремешок - это уровень домохозяек. Если подходить серьезно, то надо начинать с функционального анализа проблемы.
 
Форма - конечная стадия любого предмета. В промышленном производстве именно она замыкает цикл. Поэтому конечной задачей любого производителя являются вопросы формообразования - виноват, но это слово ниже встретится еще не раз - промышленных предметов: мебели, посуды, часов и т.д. Но форма может родиться только после постановки задачи, после определения будущего потребителя и предположительной цены. Форму не высасывают из пальца. Для создания действительно новой формы должна быть или создана новая технология, или пересмотрена в русле нового времени прежняя.
 
Почему вообще стали привычными циферблат, стрелки, цифры или колокольный бой? Это сложилось исторически, начавшись с солнечных часов. Но разве нельзя показать время по-другому: цветом, запахом или как-то еще? Научить людей новому отношению ко времени - это тоже формообразующая задача. И она может быть вполне разрешена с позиций промышленного дизайна,.. если будет поставлена задача.
 
Три витка
 
Сейчас - я оптимист в этом вопросе - очень удачное время, потому что Россия отстала в области дизайна часов. Думаю, это продлится еще лет пять-семь. До 60-х годов, в принципе, мы шли почти вровень со Швейцарией. А в 70-х в отечественном дизайне возникла большая пауза из-за отсутствия жесткой конкуренции. В 80-е интересные модели еще делал «Полет», но в 90-х уже не было ничего сколько-нибудь заметного. Парадоксально, но эти три витка - по десятилетиям - поставили нас «впереди планеты всей»: мы лишены накопленного другими тяжелого груза стереотипов мышления. Мы можем начать работать смелее над решением задачи формообразования, которая сегодня, полагаю, хотя бы в минимальном объеме, но все-таки стоит перед дизайнерами. В противном случае, ее следует формулировать и ставить принудительно.
 
В Швейцарии уже давно устоялись четкие формы. Там разработчики десятилетиями ломают головы над какой-нибудь стрелочкой или циферблатом. И вещи получаются изумительные. Но, в целом, принципиальных различий в дизайне часов разных марок - никаких.
 
Важна также серьезная конкуренция европейскому часовому дизайну со стороны азиатского. За последние полвека в Азии сформирована новая эстетика, совершенно противоположная тому, что веками создавалось в Европе. Это хорошо для того, чтобы, находясь на стыке этих культур, использовать достижения обеих сторон. И, будучи «между», отличаться и от тех, и от этих. Даже, может быть, более интересен, как это ни покажется странным, Восток. Там как раз, на мой взгляд, с большим умением преднамеренно создан потребитель.
 
На азиатском рынке активно используются новые технологии и материалы, смело применяется наука эргономика. Отсюда - часы, расположенные на боковой стороне запястья, вообще не на запястье. Здесь новая форма связана с удобствами для владельца часов, то есть выполняет определенные эргономические функции. Конечным этапом становятся смелые по форме - и в целом по эстетике - решения, которые могут кому-то нравиться, кому-то нет, но они существуют. Кстати, не будем забывать: как минимум, миллиард жителей Земли носит азиатские часы. Думаю, швейцарцы правильно делают, что не вступают в открытую борьбу: с армией азиатских разработчиков им не справиться.
 
Почему в России сейчас нет своих дизайнерских решений? Многие думают, что глупо соревноваться с Европой в создании более круглых циферблатов, более римских цифр и т.д., а также в рекламе, PR и продвижении товаров: там на это тратят недоступные для нас бюджеты. Если сравнивать нас с европейцами, то они - игроки, участвующие в футбольном матче, а мы просто разминаемся на дорожке вокруг поля. Значит, нужен другой путь, не связанный с большими финансовыми затратами. Можно ведь по-суворовски: не числом, а уменьем.
 
В России все это также реально возможно благодаря огромному накопленному запасу технологий, связанных с космическими и оборонными разработками. Такого интеллектуального багажа, не использованного в отраслях производства, нацеленных на массового потребителя, нет ни в Европе, ни в Азии. Почему бы не внедрить эти наработки в часовое дело? О конверсии много говорили, но сделано-то ничтожно мало!
 
Существует огромное количество патентов и научных разработок на уровне заклепок, зажимов, сплавов, полимеров, тканей, покрытий и т.д. Я сам видел буквально груды разработанных еще в хрущевско-брежневские годы застежек и прочих узлов для космических катапульт и скафандров. Теперь мы можем «на полную катушку» применить этот, еще советский, потенциал, лежавший в забытьи десятками лет. Искать надо не в Швейцарии, а здесь, причем, казалось бы, в совершенно не связанных с часами отраслях. Но самое неприятное - надо забыть о быстрых прибылях.
 
Могут спросить: «А зачем вообще это нужно?» Затем, что только через эти смешные, легкие, быстрые, простые, но - главное, принципиально другие подходы - можно выйти из той тупиковой ситуации, которая существует сегодня.
 
Как быть дальше?
 
Наше будущее, если «по уму», - за созданием хотя бы одной марки, бренда. Раньше казалось, что это можно сделать на базе нескольких еще живых российских часовых заводов с центральным «штабом». И чтобы каждый из них вошел в общее дело не станками, а отделами, которые в своем регионе ищут эти самые - желательно, уже реализованные на каких-то предприятиях - технологии.
 
Но сейчас я точно знаю: увлечь какой-нибудь из наших часовых заводов таким проектом представляется чистой утопией. Представьте, приходит дизайнер на завод и говорит: «У меня есть сильная творческая команда. И мы через полгода дадим коллекцию принципиально новых, непохожих на все, что было раньше, часов. Только нужно столько-то денег, с учетом зарплаты, создания небольшой экспериментальной производственной базы, оплаты информационного поиска и пр.». Ответ несложно предугадать…
 
Пожалуй, заводы для этого и не нужны. Потому что они, по-моему, себя не оправдывают именно по отношению к этому бизнесу. Стратегии на ближайшие годы на заводах нет. Они не живут, а выживают. Начинать надо не с попыток расшевелить заводы: динамики не будет никакой. Работать надо четко динамично, «партизанскими» мелкими группами по 10-15 человек, которые имеют штаб, задающий генеральное направление. Как ни странно, но есть возможности, пусть минимально, профинансировать первые шаги. Это сделать не так сложно: есть бизнесмены, не связанные с часовым делом, но которые ищут новые сферы влияния и готовы рассматривать различные проекты. Завод же может такой проект попросту засосать, как болото.
 
Сейчас хороший момент. Идеи здесь, в России, не ценят, поэтому стоят они - копейки. Прежде, в советское время, государство имело монополию на все интеллектуальные разработки, платило за это гроши, и большую часть просто «закапывало в землю». Зато теперь благодаря этому тысячи бесценных кладов ждут своего часа! Да, конечно, как всяким кладоискателям, придется поработать над составлением «карт»… Как это делается, можно поучиться у японцев, построивших супериндустрию на беднейших землях.
 
Что же касается предположительные сроков, думаю, я в одиночку смогу года за три разработать пять направлений «игрушек» - не стану называть их приборами или часами. Это даст возможность двигаться дальше. А хорошей командой за этот срок, я уверен, можно создать свою линию «от кутюр» (может быть, даже не в России), с производственной базой, маркетинговым, рекламным и финансовым отделениями. Проблема - во времени, которое приходится тратить на связи с другими странами по поводу заказов на изготовление. Можно, можно пытаться делать все в России, вот только времени уйдет намного больше, а качество будет ниже.
 
Не надо ставить задачи возрождения промышленности! Если разработка будет интересна, то заводы сами предложат применить ее у себя. Собственных новых идей у них, похоже, нет. А значит, не будет и выбора, покупать или нет придуманное другими.
 
Конечно, часы круглые, со стрелками, с цифрами и т.д. еще лет пятьдесят будут плодиться под солнцем. Но то, что мы должны воспользоваться ситуацией, должны быть смелее в экспериментах - совершенно ясно.
 
Максим НАЗАРОВ
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №3-2001

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна