Как выживает fashion-ритейл
Цифровой маркетинг и коммуникации с покупателем во всех каналах, развитая логистика, которая позволяет доставлять товар в любой уголок России, инвестиции в IT — это необходимые вещи, без которых невозможно сегодня строить розничный бизнес. Причем, разрыв в высоких технологиях между лидерами рынка и компаниями второго и третьего эшелона будет сильно увеличиваться. Крупнейшие розничные компании превращаются в полноценные IT-бизнесы с огромной экосистемой. Для примера, в головном офисе Wildberries работает примерно полторы тысячи человек, из них около тысячи — это IT-специалисты, в том числе 600 программистов. Такие данные озвучил IT-директор Wildberries Андрей Ревяшко.
Согласно опросу UPGRADE, 54% опрошенных ритейлеров планируют расти в 2020 году за счет партнерства с маркетплейсами, 51% — за счет развития собственных интернет-магазинов и только 37% розничных компаний делают ставки на офлайн-форматы. Дистрибьюторы, которые также участвовали в опросе, считают, что производители будут перестраивать бизнес в формате D2C (Direct-to-Consumer), то есть развивать прямые продажи, что является прямой угрозой дистрибьюторскому бизнесу.
На вопрос: «Какой сценарий развития российского e-commerce рынка вы считаете наиболее реалистичным», 45% считают, что рынок будет олигополистичным, в каждом сегменте будет работать 3-4 лидера и рынок будет поделен между ними.
Собственный интернет-магазин — это витрина
Маркетплейсы весь второй квартал фиксируют рост подключений продавцов на своих платформах. В частности, AliExpress Россия фиксирует кратный рост подключения новых игроков, не только fashion, а в целом по всем сегментам. «В июне у нас количество ежедневных уникальных пользователей мобильной платформы выросло на 17% по сравнению с июнем прошлого года. Ежедневная аудитория AliExpress Россия составляет почти 9 млн человек. И это основной фактор для бизнеса, почему стоит рассматривать маркетплейсы. Кроме того, маркетплейсы — это технологии, которые позволяют быстро, не вкладывая собственные средства, выйти в онлайн, — говорит директор по развитию AliExpress Россия Дмитрий Селихов. — Только за июнь покупатели на AliExpress сделали 25 млн заказов, причем количество ежедневных покупателей достигло 1,7 млн человек. Средний чек год к году увеличен на 38%. Важно, что рост обеспечили как зарубежные, так и российские продавцы».
Эту мысль подтвердил руководитель E-Commerce Amer Sports Russia Александр Барсуков (бренды Salomon, Wilson, Arc'Teryx, Peak Performance, Suunto, Wilson, Atomic и др.), отметив, что компания рассматривает маркетплейсы как один из каналов в общей D2C стратегии. При этом топ-менеджер подчеркнул, что у этих платформ есть как преимущества, например, большой трафик, который никогда не даст собственный интернет-магазин, так и недостатки — ограничения по ассортименту, ценам и отсутствие прямого контакта с покупателем. Amer Sports Russia стала работать с онлайн-платформами еще до запуска собственного сайта (заработал в апреле 2020 года) как раз по причине более легкого старта. Однако и после наличия собственной онлайн-площадки компания не планирует отказываться от работы с маркетплейсами.
Генеральный директор «Мэлон Фэшн Груп» (бренды ZARINA, befree, LOVE REPUBLIC и SELA) Михаил Уржумцев рассказал, что собственный интернет-магазин служит скорее витриной для компании, нежели бизнесом, на котором можно делать деньги. «В масштабах нашей компании эти деньги незаметны. Конечно, за последние два месяца уровень продаж нашего интернет-магазина вырос относительно прошлого года, но все равно это небольшая доля. Основные источники наших доходов — это розница (самый крупный канал), и маркетплейсы, которые сейчас занимают очень и очень серьезное место в выручке. И на Lamoda, и на Wildberries мы входим в топ-5 компаний, продающих Consumer goods. А в сегменте fashion занимаем то первое, то второе место, меняясь периодически с другими игроками», — рассказал Михаил Уржумцев.
Маркетплейсы — это хайп
Маркетплейсы — это хайп, но в тоже время крупный канал продаж и для многих единственный способ начать торговлю в онлайне. Повышенный интерес сказывается на возможности подключить всех. Площадки перегружены и не могут обработать весь поток продавцов. Но с развитием маркетплейсов все больше на рынке появляются собственных интернет-магазинов (D2C). Евгений Щепелин, e-commerce эксперт отмечает, что прирост возможен еще за счёт новых предпринимателей, людей, которые потеряли работу и решились воспользоваться ситуацией и запустить собственный интернет-магазин. «Три месяца назад в стране (согласно builtwith - прим.) было 220 тыс. активных доменов с признаками интернет-магазина (корзина - оплата), сегодня из уже 314 тыс. Фактически за этот период появилось почти 100 тыс. новых площадок. Это большой прирост. Для сравнения, на «Яндекс.Маркете» размещается около 25 тыс. интернет-магазинов. Но это все равно очень мало. Если посмотреть на развитие онлайн торговли в США, то на 333 млн населения приходится 8,2 млн интернет-магазинов, а у нас на 140 млн всего 314 тыс» — говорит эксперт.
Ковид еще не прошел
Участники fashion рынка подчеркнули, что ковид еще не прошел, несмотря на снятие ограничений. «Сегодня у нас 75% сети только открыто. Есть большие города, которые не позволяют торговым центрам открываться. Власти всё разрешают открывать, а ТРК нет, считая, что именно там сосредоточен рассадник всей заразы. Мы никогда в жизни не работали без розницы и впервые ощутили, какого это, когда у тебя все расходы сохраняются, товар есть, а розницы нет», — сказал Михаил Уржумцев.
По словам генерального директора Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, в июле ситуация с числом заболевших хуже, чем в июне в 80% странах. «Мы с вами далеко не пост-пандемии, а только лишь в пост-локдауне. Поэтому дистанционная торговля (собственные интернет-магазины, социальные сети, маркетплесы) — это хоть какая-то возможность удержаться на плаву, выжить, речь уже не идет о росте», — говорит эксперт.
Что касается потребительского поведения, то пока не наблюдается коллапса в отрасли, продажи идут, хотя возможно это связано с отложенным спросом, предполагают участники рынка. «Мы сегодня чувствуем эффект отложенного спроса. Погода и лето прекрасные в большинстве регионов России. И компании, которые имеют летний ассортимент (а вопрос о закупках решался в марте-апреле), пожинают сегодня плоды. У тех, кто остановил поставки летней коллекции и решил сконцентрироваться на осенних товарах, скорей всего, ситуация чуть сложнее», — говорит Михаил Уржумцев.
В Wildberries отметили, что потребительский спрос в России постепенно восстанавливается. Так, если в конце марта-начале апреля клиенты совершали большое число «стрессовых» покупок, которые содержали значительное число наименований продуктов питания (макароны, консервы, крупы, напитки) и товаров для здоровья (антисептики, маски), то к концу апреля – началу мая выросла доля сезонных товаров (товары для дачи, инструменты, туристических походов), одежды, обуви, товаров для красоты и здоровья.
У Wildberries число покупателей в апреле и первой половине мая увеличилось в 2,3 раза год к году. Количество товаров, заказанных россиянами в интернет-магазине в апреле 2020 года, выросло на 180%, а в первой половине мая - на 260% год к году. Самый значительный рост был отмечен в категориях "товары для здоровья", "детское питание", "продукты питания", "инструменты" и "товары для дачи". Как полагают в компании, аудитория интернет-площадки выросла за счет новых покупателей из небольших населенных пунктов с численностью более 5 тыс. жителей и аудитории 55+.
В марте количество новых пользователей Lamoda в Москве выросло в два раза по сравнению с февралем, а в других регионах России — в 1,5 раза. Эта тенденция продолжилась и в апреле — количество новых пользователей в этом месяце было на 60% выше, чем в марте.
В марте и апреле число новых клиентов Ozon росло вдвое год к году. В апреле 39% клиентов площадки делали повторные заказы.
Посмотреть эфиры всех сессий конференции Fashion Tech Day 2020 можно на YouTube канале UPGRADE EWDN.