Как эпидемия влияет на бизнес

В конце декабря 2019 года в городе Ухань провинции Хубэй центрального Китая зафиксировали первый случай пневмонии неизвестного происхождения. На сегодняшний день зарегистрировано 81 296 случаев заболевания. Влияние коронавируса на экономику стран Евросоюза будет зависеть от длительности и масштабов вспышки заболевания, но приоритетом для Еврокомиссии остается здоровье населения, заявил на пресс-конференции в Брюсселе европейский комиссар по вопросам кризисного управления Янез Ленарчич. Ранее Еврокомиссия сообщала, что, согласно ее прогнозам, влияние коронавируса на глобальную экономику будет относительно ограниченным. Брюссель также сохранил свои прогнозы относительно роста для еврозоны на 2020-2021 годы на уровне 1,2%.

Однако в новостях регулярно появляются сообщения о том, как одна за другой компании приостанавливают свою деятельность. Более 400 компаний пожаловались на негативное влияние вспышки коронавируса на бизнес. Компания Amenity Analytics создала систему, отслеживающую заявления и отчёты компаний с жалобами на негативное влияние коронавируса 2019-nCoV на бизнес. По данным системы, о возможности негативного влияния вспышки коронавируса на финансовые результаты в своих отчётах за первый квартал указала 421 компания. Большая часть из них — 394 организации — базируются в США. В общей сложности, эти компании упомянули коронавирус более 2 000 раз. Чаще всего — не менее 45 раз — о негативном влиянии болезни на бизнес говорили в Yum China, развивающей в Китае рестораны KFC, Pizza Hut и Taco Bell. Кроме того, проблемы возникли у Louis Vuitton Moët Hennessy (LVMH), Capri Holdings, Estee Lauder, Apple, Nike, Starbucks, McDonald’s и многих других компаний. Корпорация Apple закрыла все магазины в Китае из-за коронавируса, IKEA — половину магазинов в Китае и отправила сотрудников в оплачиваемый отпуск, 2000 кофеен закрыл Starbucks, а сеть магазинов «Магнит» приостановила поставки овощей и фруктов из Китая.

Люксовый сектор оказывается одним из самых пострадавших: до двух третей продаж дорогих товаров в последние годы приходились именно на Китай. Состояние владельца LVMH Бернара Арно на днях упало до $97,7 млрд. Правда, на 26 февраля капитал бизнесмена снова увеличился и достиг $100,3 млрд, но до того, как общественность обратила пристальное внимание на распространение заболевания, его капитал составлял $117 млрд. Swatch Group отменила презентацию новых моделей, которая должна была состояться в Цюрихе в начале марта. Festina объявила об отмене мирового роад-тура с новыми моделями. Сразу несколько компаний сочли короновирус удобным поводом заявить о неучастии в выставке в Базеле. И это – только начало!

В CNN сделали прогнозы, что в целом темпы роста китайской экономики могут упасть на 2 п.п. из-за чего страна потеряет около $62 млрд. По версии издания, правительству КНР, вероятно, придется увеличить расходы, снизить налоги и процентные ставки, чтобы предотвратить дальнейшее влияние коронавируса. Помимо китайских госучреждений, на борьбу с вирусом выделяют средства частные компании. Компания Tesla пожертвовала $720 тысяч. Вдобавок, автопроизводитель разослал владельцам Tesla сообщение о том, что они смогут заряжать свои электрокары бесплатно на станциях компании. Фонд Билла Гейтса  и его супруги, Bill & Melinda Gates Foundation, сообщил о планах пожертвовать на борьбу с коронавирусом 2019-nCoV $10 млн. В частности, фонд приступил к сотрудничеству с рядом китайских партнеров из государственного и частного секторов для объединения усилий по выявлению и подтверждению случаев заболевания, заботе о пациентах и ускорению разработки методов лечения и вакцин.

Однако не все стремятся помочь разрешению непростой ситуации. Некоторые предприимчивые компании пытаются на ней «нажиться». Продажи защитных масок бьют все рекорды, несмотря на то, что их цена резко возросла. На днях Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против производителя препарата «Арбидол» из-за рекламы, где говорится о его эффективности в лечении коронавируса Covid-2019. Дело о нарушении закона «О рекламе» рассмотрят 10 марта. «Отисифарм» начал спорную рекламную кампанию 26 января 2020 года. «В мире увеличивается количество заболевших новым коронавирусом, вызывающим опасную пневмонию. Вирус передается от человека к человеку. Риск заражения высок. Исследования доказали: “Арбидол” активен даже против коронавируса», — говорилось в ролике на радио. После этого Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС заинтересовалось этой рекламной кампанией и направило необходимые запросы заинтересованным сторонам.

По словам представителя Международного валютного фонда Джерри Райс, МВФ тщательно следит за ситуацией, о которой сообщают китайское правительство и Всемирная организация здравоохранения. При этом он подчеркнул, что «пока рано оценивать экономические последствия вспышки болезни». Однако аналитики все же попытались.

Согласно еженедельному обзору рынков от компании Moody’s Analytics, эпидемия китайского коронавируса может повлиять на мировую экономику существеннее, чем даже финансовый кризис 2008-2009 годов. Специалисты считают, что из-за непредсказуемости распространения заболевания под вопросом оказался прогнозированный ранее рост мирового ВВП в 2020 году на 3,3%. При этом агентство сохранило прогноз о росте ВВП Китая в текущем году на 5,8%, но предупредило, что вспышка коронавируса несет риски для динамики этого показателя.

Остается только наблюдать за тем, как будет развиваться ситуация дальше. Но уже вполне очевидно, что эпидемия коронавируса окажет негативное влияние на мировую и российскую экономику. Наибольшей угрозой для России эксперты считают сокращение внешнеторгового оборота с Китаем.