Как дружить с торговым центром?
В условиях самоизоляции наше издательство продолжает обеспечивать часовщиков самой актуальной информацией. Более того, мы запустили новый проект: Live-интервью с представителями часового рынка и смежных отраслей. Очередным в этой серии стала встреча с Натальей Прудниковой, с которой мы обсуждали одну из самых животрепещущих для ритейлеров тем - аренду.
Большинство часовщиков знает Наталью как директора компании Rosinex, организатора первой в России часовой выставки «Московский часовой салон». Этот проект стартовал в 1999 году и перезнакомил между собой большую часть участников рынка. Последние годы компания Натальи занимается организацией конференций для торговой недвижимости. Несколько раз в год она собирает представителей торговых центров, экспертов в этой и смежных областях, и имеет хорошее понимание ситуации «с той стороны».
Основные мысли, прозвучавшие в беседе:
- Торговый центр – это бизнес и довольно сложный. Несмотря на внешний лоск, многие ТРЦ убыточны. Например, такая информация проходила про московский «Авиапарк», который считается крупнейшим в Европе.
- Однозначного решения проблемы арендных платежей в ситуации карантина нет. Договариваться предстоит с каждым ТЦ индивидуально. Результаты зависят от адекватности ТЦ и переговорных способностей сторон. При этом большая часть ТЦ, по словам Прудниковой, – вполне адекватные.
- В последние годы меняется профиль торговых центров. Они становятся все менее торговыми и все более развлекательными. При формальном сохранении трафика успех торговых компаний в них не гарантирован. Надеяться только на трафик ТРЦ бессмысленно, с каждым годом все более важной становится собственная работа ритейлера в области рекламы.
- Выход из карантина не будет простым. Как показал опыт Китая, даже после формального снятия карантина, люди опасаются людных мест. Трафик в ТРЦ там минимален.
- Против Китая, в России может сработать «русский пофигизм». С другой стороны, многие магниты в ТРЦ не будут работать, как прежде. Например, кинотеатры ожидают возобновления нормальной работы только к середине-концу осени: кинотеатрам нечего показывать, практически все мировые релизы новых картин перенесены с весны на осень. Более того, все больше кинопроизводителей отдают новые картины сразу электронным СМИ, мимо большого экрана.
- Запуск магазина после отмены карантина нужно планировать. Ждать, что покупатели ломануться в ваши двери, не стоит. Сами ТРЦ уже сейчас планируют мероприятия по привлечению покупателей после начала работы, арендаторам нужно встраиваться в их проекты, уже сейчас связываться с маркетологами ТРЦ.
- Для ТРЦ важна активность арендатора по привлечению покупателей. Приходите к их маркетологам со своими идеями, это зачтется! Конечно, для рекламы важны деньги, но сейчас еще более ценными становятся идеи. Приносите, обсуждайте!
- В дальнейшем концепция торговых центров будет меняться. Одни будут все сильнее мигрировать в сторону развлекательной части, другие – в сторону «крытых рынков» с мелкой нарезкой отделов, лавками фермеров и т.д. Но, по мнению Натальи, массового закрытия ТЦ в ближайшие годы не произойдет. От США в этом отношении мы отстаем лет на 10.
Это выжимка из беседы. Полную версию можно посмотреть по ссылке:
Напомним, что Live-интервью – это прямая трансляция беседы в Youtube. Вы можете смотреть беседу в реальном времени, задать вопросы в чате Ютуба. Каждую встречу мы заранее анонсируем в группе в Whatsapp, и вы можете заранее задать вопросы спикеру.
Серия онлайн-встреч будет продолжена. Как и прежде, информацию о них и ссылки на живую трансляцию мы будем публиковать в whatsapp-чате Timeseller. По вопросам включения в чат обращайтесь к Ольге Хиринской wmma@mywatch.ru.