Сегодня все, кто соприкасается с часовым искусством, во многом благодаря усилиям журналистов и pr-отделов швейцарских компаний, знают, что турбийон изобрел Авраам-Луи Бреге. При этом не столь афишируется факт, что мастеру пришлось до конца своих дней оправдываться перед современниками, убеждая их, что турбийон – штука вовсе не бесполезная. Впрочем, вопрос о реальной пользе турбийона не решен и сегодня. А ведь в часовой истории была масса безусловно полезных и революционных открытий, авторство которых сегодня не так широко известно.
Заводная пружина
Изобретение Христианом Гюйгенсом в 1659 году системы баланс-спираль, основанной на открытом Галилеем законе о колебаниях маятника, можно считать точкой отсчета в истории современных часов. Однако не меньшее значение, но значительно меньший резонанс получило другое изобретение: заводная пружина. Ее впервые применил в часах в 1504 году мастер из Нюрнберга Питер Генлайн (Peter Henlein).
Благодаря своему изобретению Генлайн сумел создать первый в истории портативный хронометр: компактная пружина вместо тяжелой гири позволила разместить механизм в маленькой железной коробочке. Хронометр Генлайна дожил до наших дней, поэтому можно описать его устройство.
Завод пружины в нем осуществлялся с помощью простой колесной передачи: ключ насаживался на четырехугольную ось малого колеса, которое приводило в движение колесо побольше, закрепленное на той же оси, что и барабан с заводной пружиной. Вместо современного баланса в этом хронометре была использована уменьшенная копия маховика-фолио с двумя грузами, какие регулировали в то время точность башенных часов. Да и стрелка у этих часов была всего одна – часовая, поэтому о большой точности хода говорить не приходилось. Так что звание "хронометра"часы Генлайна получили в основном из-за размеров.
Секундная стрелка
Как известно, первые карманные часы были без стекла и только с одной стрелкой – часовой. Кроме того, вместо цифр разметка осуществлялась объемными накладными индексами. Благодаря им определять который час можно было наощупь, что помогало в темноте и во время светских встреч, когда смотреть на часы не позволял этикет.
Минутная стрелка в часах появилась около 1700 года, а в 1780 году ученик британского мастера Грэма Томас Мьюдж впервые представил часы с третьей – секундной стрелкой, которая была надета на удлиненный вал спускового колеса свободного анкерного спуска (самое знаменитое изобретение его учителя - Джорджа Грэма), чем и было обусловлено ее странное положение на отметке "6 часов", ставшее затем классическим. Так впервые появилась возможность измерить отрезок времени с точностью до секунды.
Часовые камни
Помимо изобретения свободного анкерного спуска, который стал прообразом самых распространенных и в наше время механизмов, британскому часовому мастеру Джорджу Грэму (1664-1753) принадлежит и довольно скромное на первый взгляд открытие, которое, однако, навсегда изменило стандарты надежности и долговечности часовых механизмах. Речь идет о камнях, число которых непременно указывается в маркировке каждого калибра. В чем важность часовых камней? Дело в том, что они выполняют функцию подшипников, соединяющих мосты и платины и цапфами осей. При этом только рубин (а также сапфир и алмаз) благодаря своей высочайшей прочности может выдерживать постоянное давление тонкой и острой цапфы оси.
До появления рубиновых "подшипников" оси буквально в течение нескольких лет протирали платины до дыр, и часы выходили из строя. В 1704 году Джорджу Грэму и его мастерам Пьеру и Якову Дефобрам был выдан патент на применение драгоценных "прокладок" для цапф осей, палет и импульсного камня баланса. Почти два века с тех пор часы с камнями в механизме считались предметом роскоши, пока в 1902 году не была изобретена технология выращивания искусственных рубинов – корундов. С тех пор использование от 15 и больше камней в классическом механизме считается неоспоримой нормой.
Хронограф
Название устройства произошло от греческих слов chronos – время и grapho – пишу. 1 сентября 1821 года французский королевский часовщик Николя-Матье Рьессек (Nicolas-Mathieu Rieussec) провел хронометраж конных бегов на Марсовом поле в Париже с помощью устройства хронографа, сконструированного им самим. Через год Рьессек получил 5-летний патент на свое устройство, которое было названо "секундным хронографом".
Это был механизм с цилиндрическим спуском, помещенный в прямоугольную коробочку из красного дерева. На месте циферблата располагалось вращающееся эмалевое кольцо с разметкой в 61 секунду, а каждое секундное деление было разделено еще на пять частей – таким образом замеры времени можно было проводить с точностью до 1/5 секунды. Кольцо вращалось со скоростью один оборот в минуту. Никаких специальных устройств для запуска и остановки механизма в первом хронографе не было, он приводился в движение обыкновенным заводом.
В момент старта хронометрист с помощью иголки наносил на циферблат чернильную риску а потом следил за ее вращением, записывая минуты. По окончании скачки на циферблат наносилась вторая риска, и высчитывались секунды и доли секунд. Перед каждой новой скачкой эмаль циферблата тщательно очищалась. Несмотря на сложность оперирования хронографом и отсутствие минутной и часовой стрелок, механизм Рьессека стал пользоваться огромным спросом у спортсменов и подтолкнул часовых мастеров к дальнейшей модификации инструментов хронометража.
Первым проблему возврата стрелки в исходное положение решил швейцарский часовщик Адольф Николе (Adolphe Nicole), запатентовавший свое изобретение в 1844 году. Именно он предложил форму кулачка в виде сердечка, позволяющую возвращать стрелку в нулевое положение (момент старта) из любой произвольной точки.
Позднее, в 1862 году на Лондонской выставке он представил хронограф, работающий на этом принципе. В 1879 году появился первый сплит-хронограф. В 1883 году появился хронограф с двумя кнопками. Наручные хронографы появились практически одновременно с массовыми наручными часами – в начале 20 века - и были созданы для нужд армии. Впервые однокнопочный наручный хронограф был представлен в 1910 году, а наручный двухкнопочный хронограф был представлен компанией Breitling в 1939 году.
Автоподзавод
Наконец-то дошла очередь и до изобретений Авраама-Луи Бреге. Правда, бесстрастная история показывает, что стопроцентно авторских изобретений у швейцарско-французского мастера было немного. Кроме турбийона, доподлинно известно, что Бреге первый придумал гильошированные циферблаты. В основном, он совершенствовал чужие разработки, правда, действительно мог довести перспективную идею до совершенства, что тоже дорогого стоит. Скажем, Бреге поставил логическую точку в экспериментах с цилиндрическим анкерными спуском Грэма и Мьюджа, сделав его плоским и компактным, как в современных механизмах.
Также Бреге не обошел вниманием и открытие своего собственного ученика Авраама-Луи Перелле (сегодня его именем названа марка Perellet), который в 1770 году впервые применил вращающийся ротор для автоматического завода пружины. Бреге сразу же довел до ума привод ротора к пружине и стал использовать его во многих своих карманных часах (правда, самых простых).
В 1924 году англичанин Джон Харвуд запатентовал устройство автоподзавода для наручных часов, но на него никто не обратил внимание. Никто, кроме Rolex. В 1932 году компания выкупила патент на это устройство, а уже через год появилась модель Oyster Perpetual – прообраз всех современных часов с автоподзаводом.
Браслетная застежка "бабочка"
Можно долго спорить о том, является ли французский дом Cartier историческим часовым производителем, или это просто ювелирная марка, которая размещала заказы на часы под своим именем. Хотя, например, в самой компании особенно и не скрывают, что как в далеком прошлом, так и сегодня, основные достижения Cartier в часовом деле связаны с Jaeger-LeCoultre.
В 1857 году Луи Картье заключил договор с эльзасским фабрикантом Эдмоном Жежером об эксклюзивных поставках плоских часовых механизмов, а также механизмов с репетиром, календарем и хронографом. Благодаря весьма плодотворному сотрудничеству Жежера и Картье появились самые смелые и неординарные творения Cartier начала ХХ века: миндалевидные, овальные, квадратные часы, часы в форме ромба.
В тот же период Cartier начинает использовать в качестве украшения заводных головок сапфировые кабошоны и граненые алмазы. В 1909 году Картье и Жежер совместно разрабатывают и запатентовывают раскладную застежку ("boucle deployante") для ремешков, которая оказывается удобнее и надежнее застежек, применявшихся раньше. Так что, может быть с именем Cartier и не связаны величайшие изобретения в области механики. Но, открывая и закрывая без усилия одной рукой браслетную застежку на кожаном ремешке своих престижных механических часов, стоит помнить, что последнее – и, может быть, самое практичное слово, все-таки осталось за французами.
Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна