ИЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ – В ПОКУПАТЕЛИ
В этом году выставка Hong Kong Watch&Clock Fair – одно из наиболее значимых событий на мировом часовом рынке – прошла в юбилейный тридцатый раз.
В этом году выставка Hong Kong Watch&Clock Fair – одно из наиболее значимых событий на мировом часовом рынке – прошла в юбилейный тридцатый раз.
В этом году выставка Hong Kong Watch&Clock Fair – одно из наиболее значимых событий на мировом часовом рынке – прошла в юбилейный тридцатый раз.
Безвозвратно уходят в прошлое времена, когда страны Юго-Восточной Азии воспринимались в мире исключительно как производственные площадки, выгодные в силу сверхнизкой стоимости рабочей силы. Собственно Гонконг, Китай и регион в целом стали важнейшими потребителями самых разных товаров, в том числе и часов. В рейтинге крупнейших рынков для швейцарских часов Гонконг устойчиво занял первое место, опередив и США, крупнейшую экономику мира, и материковый Китай с его полуторамиллиардным населением.
О происходящих переменах наглядно свидетельствуют цифры: за январь- июль этого года импорт часов в Гонконг вырос на 35% и достиг 5,1 миллиарда долларов, а экспорт увеличился на 24% и составил всего 4,7 миллиарда. Около 85% импорта приходится на Швейцарию (2,5 миллиарда долларов, рост 47%), Китай и Японию. Кстати, несмотря на стихийные бедствия в Стране восходящего солнца, поставки из этой страны выросли на 16% и достигли за семь месяцев текущего года 532 миллионов долларов.
Активно зарабатывающее деньги население Азии столь же активно ищет, куда их потратить. Очевидно, что разрыв между импортом и экспортом будет расти и в дальнейшем. Изменение конъюнктуры не могло не отразиться и на Гонконгской выставке – одной из главных площадок, объединяющих часовой рынок и определяющих на нем погоду.
В целом параметры мероприятия сохраняются практически на прежнем уровне – порядка 700 участников и 12 000 посетителей. Но качественный состав стал другим: в этом году резко выросло число посетителей из стран с развивающейся экономикой. Так, количество специалистов из Малайзии увеличилось по сравнению с прошлым годом на 36%, Индонезии – на 40%, с Ближнего Востока – на 46%. Все более очевидное превращение Гонконга из страны-производителя в страну-потребителя отразилось и на экспозиции. Например, была полностью перестроена галерея брендов, которая стала намного более имиджевой. В этом году в экспозиции участвовали всего 12 брендов, зато высочайшего уровня: A.Lange&Sohne, Audemars Piguet, Blancpain, Breguet, Franck Muller, Omega, Vacheron Constantin и другие. В основной экспозиции зарегистрировались семь швейцарских компаний – пока что они не относятся к «первому эшелону», но можно констатировать, что лед тронулся. Организаторы Hong Kong Watch&Clock Fair не скрывают, что их цель – расширить набор представленных брендов в сторону более люксовых, так как это способствует росту популярности выставки в целом. В следующем году планируется перенести имиджевую экспозицию в один из общих залов.
В последний день традиционно ориентированная на специалистов отрасли выставка была впервые открыта для всех желающих, чей возраст старше 12 лет. В будни допускались только посетители от восемнадцати. Но в принципе гонконгцы не чураются молодежи и детей, рассматривая их как потенциально активных покупателей.
КИТАЙ: ПАРТНЕР, ТОВАРИЩ И КОНКУРЕНТ
Пик успеха выставки в Гонконге пришелся на те годы, когда самостоятельный остров был мостом в Китай – как для компаний, которые искали в Поднебесной поставщиков, так и для тех, кто хотел продавать там свою продукцию. С ростом опыта и укрупнением китайских компаний они стали все чаще выходить на рынок самостоятельно, без помощи гонконгских посредников, что привело к определенной конкуренции между островом и «Большой землей». Например, в материковом Шенчьжене, буквально через пролив от Гонконга, летом прошла довольно крупная часовая выставка. Однако пока бывшим партнерам удается сосуществовать вполне мирно. По словам руководителей торгового совета Гонконга, Шеньчженьская выставка ориентирована прежде всего на внутренний китайский рынок и не составляет сколько либо значимой конкуренции Hong Kong Watch&Clock Fair. Более того, часовая ассоциация Шенчженя имеет в Гонконге свою выделенную экспозицию. При этом с точки зрения торговли Гонконг останется незаменимым, пока в Китае действуют высокие таможенные пошлины на импортные товары. Те самые 5,1 миллиарда долларов за импортированные на остров часы платят в итоге вовсе не жители Гонконга, а туристы, в основном из Китая и других стран.
До тех пор пока Китай остается все-таки социалистической страной, роль Гонконга как перевалочного пункта вряд ли снизится. Благодаря законодательству и финансовой системе, более приближенным к западным стандартам, многие европейские и американские финансовые компании все еще предпочитают работать с островными партнерами.
ПО-ПРЕЖНЕМУ – ПРОИЗВОДСТВО
И все же выставка в Гонконге остается, прежде всего, производственной. Часы и все, что с ними связано, приносят островному государству 2% всей экспортной выручки. Главными рынками для гонконгских часовщиков остаются США, Европа и Китай, которые вместе составляют более 50% экспорта. Большинство стран продемонстрировали в прошлом году существенный рост: Япония (14%), Китай (15%), США (17%), Германия (19%). Лидером стала Швейцария: экспорт в страну увеличился на 50%. Хорошими показателями гонконгские часовщики обязаны использованию новых технологий, росту качества и расширению модельного ряда продукции. Азиатские компании осваивают все более сложные модели: например, механические механизмы, как простые, так и турбийоны, присутствовали в этом году на большинстве стендов.
Эксперты не питают иллюзий относительно будущего: все плотнее захватывающие мировую экономику финансовые проблемы неизбежно скажутся и на рынке часов. Однако они ожидают, что часовую отрасль ожидает всего лишь замедление роста. Это устраивает абсолютное большинство операторов рынка и позволяет им оптимистично смотреть в будущее: более 80% опрошенных участников и посетителей выставки считают, что 2012-й будет таким же или чуть лучше текущего года. Их беспокоит постоянно растущая себестоимость товаров и комплектующих, но в целом настрой позитивный. Одной из причин такой уверенности в себе является широчайший ассортимент товаров и производственных возможностей гонконгских компаний. Как показал опыт 2008-го, спрос на часы не исчезает совсем – он просто перераспределяется между различными странами и сегментами рынка. При этом азиатские производители способны удовлетворять любые запросы покупателей и быстро переключаться с одного рынка на другой, чему немало способствует та же Hong Kong Watch&Clock Fair.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №5-2011
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна