Британский референдум, уже названный «днем независимости», не имеет прямого отношения к часовому рынку, но является важнейшим событием и окажет на часовщиков колоссальное воздействие. Я не буду комментировать влияние Brexit на политику, финансовые рынки и т.д.. Отмечу только, что загнать пасту в тюбик уже не удастся. Даже если в итоге никто ни откуда не выйдет, референдум создал чудовищную неопределенность для бизнеса. До него развал ЕС и еврозоны считались чем-то возможным только в теории, но никак не на практике. Теперь же стало понятно, что ничего безусловно твердого в мире нет. Как можно запускать крупный проект, если непонятны ни рынки сбыта к моменту его реализации, ни ситуация с рабочей силой, ни налоги-законы? Бизнес, прежде всего крупный, будет вынужден учитывать эти риски. Наверное, когда-то шум и страхи улягутся, но в ближайшие полгода-год масса проектов будут остановлены либо заторможены, что вызовет цепную реакцию во многих отраслях.
Нервозность бизнеса для часового рынка будет означать резкое сокращение покупок в люксовом сегменте, который и без того чувствует себя не очень хорошо. Падение не будет равномерным по странам. Как ни странно, перспективы России выглядят намного лучше, чем, например, Японии, компании которой очень сильно интегрированы в европейскую экономику. Поэтому можно ждать увеличения числа визитов к нам эмиссаров и руководителей часовых компаний, усиление внимания к нам.
Здесь самое время вспомнить майские данные по экспорту часов из Швейцарии, где Россия стала лидером роста, прибавив 72.3% к прошлому году на фоне общего падения в 11.8%. Понятно, что наши цифры появились на фоне низкой базы прошлого года, но речь не о том. Мировой часпром уже больше года переживает колоссальный спад, сжимаются практически все рынки. В мае лидером падения стал сегмент дорогих часов.
Падает не только спрос на часы, но и люксовый сектор в целом. И это уже невозможно закамуфлировать цифрами отчетов. Ralph Loren объявил о намерении сократить 1000 человек и закрыть 50 магазинов. Burberry объявила о том, что зарплата главы компании снизилась на 75%. Жесткие изменения ждут ювелиров: Swarowski намерилась выпускать украшения с искусственными бриллиантами. До сих пор ювелирные компании всячески противились появлению таких камней на рынке. Как обычно, по чистой случайности, это объявление почти совпало с уходом исполнительного директора De Beers…
Bretix вызван тем, что в условиях спада каждая страна стремится защитить свой рынок. И если Англия только думает о закрытии рынка, то Китай вовсю шагает по этому пути. В июне здесь установили повышенные пошлины для дорогих товаров, прежде всего часов, отправляемых в поднебесную иностранными интернет-магазинами. Не отстаем и мы: с 2018 года иностранные банки будут сообщать в ФНС о российских клиентах. Ряд швейцарских банков уже начал обзванивать клиентов, предупреждая их о нововведении. Обеспеченных россиян по сути ставят перед выбором: или вы там, или здесь.
Внутри страны продолжается падение оборота розничной торговли (в мае – на 6.1%). Прошедшая в начале июня «Неделя российского ритейла» по настроениям участников сильно отличалась от прошлогодней. Энтузиазм в духе «подождем-переживем» исчез, ритейл принял существующие условия как новую долгосрочную реальность, которая не обещает улучшаться в обозримом будущем. Скорее наоборот: огромные опасения связаны с новым законом о торговле, а грядущий в будущем году переход на электронные кассы, автоматически передающие информацию о выручке в ФНС, сделает практически невозможным уклонение торговли от уплаты налогов. Если учесть, что именно «недоплаченные» государству суммы во многих случая позволяют предприятиям оставаться на плаву, нервозность понятна.
Новая реальность проявляется и в том, что большинство покупателей перестали приобретать что-либо вне рамок дисконтных и промо-программ. По мнению компании Watcom, именно поиск выгодных предложений стал основным стимулом, вызвавшим рост посещаемости московских ТЦ, который был отмечен впервые с начала 2014 года.
Ответ на вопрос «почему падают продажи» дали две вышедшие в мае публикации. Центробанк сообщил о том, что объем рублевых вкладов физических лиц достиг в мае 16.7 трл рублей, что является абсолютным рекордом за все времена. Если вы не уловили с первого раза, повторю: количество рублей, которые наши граждане принесли в банки, не просто растет, а достигло абсолютного максимума. При этом в опросе «Левада-центра» 26% россиян ответили, что не поедут отдыхать никуда. На основе этого и ряда других исследований «Коммерсант» сделал вывод, что значительная часть населения лишилась светлых идей о личном будущем, произошло снижение жизненной активности вообще. Сформулировать их отношение можно так: «наше удовлетворение не зависит от наших действий». Люди стали меньше не только ездить, но и интересоваться разными формами досуга. Я бы добавил – и покупками тоже.
Т.е. деньги у людей есть (хотя и не у всех), но тратить их они не спешат. О том, что в результате изменения не только доходов, но прежде всего рекламной активности компаний возникнет ситуация, когда у людей исчезнет желание тратить деньги, мы предупреждали еще 3 года назад. Начав с 2013-го экономить на маркетинге, часовщики и многие другие банально проиграли конкуренцию банкирам. «Помогли» в этом и негативные новости последнего времени.
Для восстановления ситуации необходима стабильность в доходах и – самое главное – позитивная информационная среда. И начиная с мая все более явственным становится поток позитивных новостей, касающихся России. То одно, то второе значимое мировое агентство повышает рейтинги и прогнозы по экономике России. Эрдоган извинился за самолет, Путин о чем-то договорился с Китаем, и т.д. Негатив в остальном мире тоже воспринимается населением как плюс нашей стране: и выход Англии из ЕС, и даже стамбульский теракт.
По некоторым данным, ЦБ без лишнего афиширования наращивает финансирование экономики. Можно надеяться, что ближе к выборам ситуация с продажами начнет выравниваться.
Двоякую роль в этом может сыграть антикоррупционный скандал, героем которого стал Никита Белых. Для одних арест очередного губернатора - признак постепенного восстановления справедливости, для других – наступление на демократию.
Среди невезучих в июне оказались и две значимые компании: «Яшма», иск о банкротстве которой пообещал инициировать «Сбербанк» (ювелирный ритейлер задолжал 6 млрд. рублей) и Apple, чьи часы суд признал именно часами. Для яблочной компании это означает необходимость уплаты таможенной пошлины.
Москва стремительно перестраивается: по центру города стало невозможно ни пройти, ни проехать. Судя по всему, власти города хотят сделать его максимально привлекательным для туристов, москвичи же потерпят. На туристов нацелены и разговоры про тестовый проект внедрения TAX Free в России.
Завершая обзор, нельзя не упомянуть о четырех рекламных акция. Две из них к часам не относятся, но заслуживают внимание благодаря оригинальности. В честь 100-летия BMW объявила о том, что оплатит проезд по платной дороге владельцам всех своих машин, новость моментально облетела СМИ. Подумав неделю, Mercedes пошел иначе: радиореклама призывала покупать S-class со скидкой в 2.8 млн рублей. Владельцы большинства обычных авто присвистнули и стали считать, сколько их машин можно купить на эту скидку. Об очередном (можно сказать – традиционном весеннем) понижении цен в России объявил Breitling. А «Петродворцовый часовой завод» запустил в интернет ролик, рекламирующий часы «Победа». Согласно новому взгляду на историю, Гагарин летал в космос именно в этих часах.
Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: Анализ рынка