Итоги года, продолжение:

<font face="Verdana" color="#808080">год перелома</font> Год перелома...В целом год был непростым для большинства часовых компаний. Но если вдуматься, то все перечисленные события были прогнозируемы и вполне укладываются в те общие направления развития рынка, что мы описывали в конце 2005-го - начале 2006-го. Более того - перемены могли бы быть еще более значительными, если бы не надежда на русское "авось".

Год перелома...Год перелома
В целом год был непростым для большинства часовых компаний. Но если вдуматься, то все перечисленные события были прогнозируемы, и вполне укладываются в те общие направления развития рынка, что мы описывали в конце 2005-го - начале 2006-го. Более того - перемены могли бы быть еще более значительными, если бы не надежда на русское "авось".

Многие операторы рассматривали происходящее как локальные трудности и не предпринимали каких-либо действий, ожидая возврата прежних порядков. Но очевидно, что прошлый год стал для часовщиков переломным, годом начала строительства нового рынка, основанного на иных правилах игры.

Ключевую роль в переменах сыграло государство, вынудив дистрибьюторов играть по своим правилам. Это потянуло за собой длинную вереницу изменений во всех остальных сферах: в ценах, в списке основных игроков оптового и розничного звена, в фактическом принятии ими новой торговой политики.

На мой взгляд, все это хорошо сформулировал директор компании "Время и технология" Жорж Кини на страницах этого номера. За какие-то год-полтора поменялось все вокруг. И с боем курантов эти перемены отнюдь не закончились – скорее, мы находимся в середине преобразований.

Естественный отбор
Что можно ожидать в году наступившем? В основном, завершения тех процессов, которые стартовали год-полтора назад, но так и не дошли до логического финала. Должны окончательно опериться и начать полноценно работать представительства. Изменится доступный магазинам и покупателям ассортимент: станет еще меньше дешевых часов, но появится множество новых, неизвестных сегодня марок.

Вместе с открытием торговых центров и перераспределением покупателей это приведет к качественным изменениям среди магазинов. Скорее всего, они поделятся на две категории: салоны престижных часов и отделы, в которых будут доминировать фэшн-марки (см. ЧБ №1-2006, стр.26).

Среди магазинов в выигрыше окажутся те, кто раньше осознает свою рыночную нишу в новых условиях и перестроит ассортимент, интерьер и персонал. Череда смен портфелей брэндов ожидает и оптовиков. Наступивший год обещает стать переломным в позициях российских часов. Окончательно уйдут в прошлое модели советской эпохи, а "новые русские" часы перестанут восприниматься владельцами торговых точек как экзотика и займут свое место на витринах. Для многих отделов они станут если не палочкой-выручалочкой, то серьезным подспорьем в битве за деньги покупателей.

Год отсутствия рекламы у многих брэндов неизбежно приведет к некоторому падению спроса на часы. Сомнительно, что поставки товара в полном объеме начнутся раньше лета. А это означает, что сразу после весенних праздников мы получим волну закрытий часовых отделов. Естественный отбор сделает свое дело: выживут прежде всего сети и те торговые точки, кто успеет перестроить ассортимент.

Главным вектором станет ослабление конкуренции между фирмами и переориентация операторов с конкуренции между компаниями на продвижение торговых марок и торговых сетей. Отказ от лобовых столкновений уже заметен в оптовом звене, в 2007-м осознание бесперспективности торговых войн придет к рознице. Будет ли новый год лучше старого? Для кого-то – да, для кого-то нет. Все зависит от нас самих. 
      

*Полностью статья опубликована в журнале "Часовой Бизнес" №1 за 2007 год. Также полный вариант статьи доступен на сайте TimeSeller.ru для подписчиков журнала.

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна