История несостоявшегося процесса

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Как не довести дело до суда </span></span></p>

СудИстец сам отказался от своих претензий, когда юрист, представлявший интересы ответчика попросил предъявить неработающие часы, кассовый чек, подтверждение морального ущерба.

Мы решили рассказать об одном случае судебного иска, связанного с Законом "О защите прав потребителей". Вряд ли этот рассказ поможет решить все ваши проблемы, но надеемся, что некоторая информация окажется вам полезна.


Конфликты с покупателями из-за некачественного товара случаются в каждом магазине. К сожалению, в существующем законодательстве нет четких однозначных ответов на множество вопросов, и обычно продавцы стремятся уладить проблему, не доводя ее до суда. Предприниматель Бобкова из Подольска оказалась в ситуации, когда избежать судебного заседания по иску покупателя уже не удавалось. И, тем не менее, конфликт решился в ее пользу.

Расскажем предысторию процесса.

Некто, назовем его Иванов, приобрел часы "Восток" с автоподзаводом. Примерно через месяц он вновь пришел в отдел и заявил, что часы останавливаются, не выхаживают положенный срок. Покупатель потребовал вернуть деньги за часы, но продавцы предложили ему обратиться в гарантийную мастерскую, указанную в паспорте часов. Через пару недель покупатель вновь появился в отделе, показал гарантийный талон, на котором в мастерской была сделана непонятная запись: "Требуется ремонт, от ремонта отказался". В дополнение к этому у покупателя была заготовлена письменная претензия с требованием, опять-таки, вернуть за товар деньги. И в этот раз в магазине покупателю отказали, сказав, что готовы отремонтировать часы.

Суд

Прошло почти три месяца, про случай все давно забыли. И вдруг приходит извещение о том, что послезавтра состоится заседание суда по иску этого самого Иванова. Было ясно, что в суде на стороне покупателя будет выступать адвокат Общества защиты прав потребителей.
В сложившейся ситуации предпринимательница решила обратиться за помощью к своему поставщику, компании "Ин Час".
О том, как события развивались дальше, рассказывают участники процесса.
Екатерина Лисова, заместитель директора компании "Ин Час". С похожими проблемами наши клиенты сталкиваются часто. Конечно, не всем мы можем помочь, но стараемся не бросать клиента в таких ситуациях. Кому-то бывает достаточно совета, кому-то проводим экспертизу часов. В этом случае дело происходило близко к Москве, а ситуация была такая, что уже ничего не оставалось, кроме как обратиться к юристам. И мы обратились в юридическую фирму "Третьяков и партнеры".

Ольга Бобкова. Когда мы позвонили в "Ин Час", думали, подскажут какой-нибудь документ, который поможет нам в суде. У нас даже в мыслях не было, что они пришлют своего юриста. Александр Маликов, сотрудник юридической фирмы "Третьяков и партнеры". Подобные дела не редкость в нашей практике, но в каждом из них есть определенные нюансы. Поэтому я, как представитель предпринимателя Бобкова, решил перед началом заседания суда поговорить с истцом, выложить свои "козыри", попытаться понять его психологию и настрой.

Ольга Бобкова. Адвокат встретился с истцом перед заседанием, поговорил с ним наедине минут пять. Как только началось заседание суда, истец встал и сказал, что он отказывается от иска, что он устал, не хочет никуда ходить, что часы эти ему не нужны. Представитель Общества защиты прав потребителей пыталась его остановить, говорила, что они сами везде ходить будут, но он отказался.Александр Маликов. Бывают случаи, когда адвокат должен быть не столько доказательным, сколько убедительным. Нередко такая тактика и знание психологии приносят успех. Как я убедил истца отказаться от иска? Довольно просто.

1) Для начала попросил его показать часы. Истец любезно согласился, но когда он открыл коробочку, то я (да впрочем и он) с удивлением увидел, что эти симпатичные часики бодро отсчитывали мгновения до начала заседания. Это был очень большой плюс, и я не преминул намекнуть истцу, что суд является высшим экспертом, и, увидев работающие часы, освободит ответчика от ненужного бремени доказывания, что представленные часы - недоброкачественный товар. Наверное, истец понял, что убедить суд в обратном, а именно провести достаточно дорогую экспертизу (с неизвестным результатом!) ему предстоит за собственный счет.

2) У истца отсутствовал кассовый чек. Ответчик не отказывался от факта продажи, его штамп стоял в гарантийном талоне. В соответствии с п.5 ст.18 Закона "О защите прав потребителей" отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований, и если бы истец потребовал ремонта или замены товара, никаких проблем у него бы не возникло. Но он потребовал расторжения договора купли-продажи и возврата денег, указав конкретную сумму. В суде ему пришлось бы доказать, что за товар была уплачена именно такая сумма, а не на 50 рублей больше или меньше. Для этого потребовалось бы заказать специальную экспертизу цен, которая стоила бы достаточно дорого и оплачивалась бы истцом.

3) Истец выдвинул требование компенсировать моральный вред, хотя каких-либо подтверждающих документов у него не было. Существующая судебная практика такова, что суды в таких случаях обычно не присуждают компенсацию морального ущерба, если не усмотрят явный умысел со стороны продавца.

4) Я также предупредил истца, что в случае, если суд не удовлетворит его требований хотя бы частично, то ответчик, согласно ст.91 ГПК РФ, будет иметь право потребовать от истца возмещения расходов по оплате услуг представителя.
Нарисованная мною перспектива регулярных походов в суд в течение 3-4-х месяцев, с непременной нервотрепкой, истца совершенно не радовала. Да и деньги, необходимые для проведения всех экспертиз и пр., были для него существенными. Этого оказалось достаточно, чтобы покупатель отказался от иска.

Ольга Бобкова. Когда истец отказался от иска, адвокат Общества защиты прав потребителей стала уговаривать его судиться дальше. Тут судья прервала ее и говорит: "Что вы его уговариваете? Хотите судиться - купите часы и судитесь!"
Александр Маликов. Не надо думать, что всегда все вот так просто. Зачастую подобные процессы бывают очень сложными и долгими. В этом случае ряд факторов сложился благоприятно для нас.

Итак, данное дело завершилось благополучно для предпринимателя. К сожалению, ни один поставщик не сможет предоставлять адвоката каждому клиенту, а нерешенных вопросов осталась масса. Но этот случай еще раз показал: большинство конфликтов можно решить в свою пользу, используя знание психологии людей.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №4-2000

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: законодательство