Кадровый консалтинг еще не стал привычным для российского рынка инструментом. Предприниматели понимают, что управление персоналом требует организации, но на практике чаще всего обходятся своими силами. Чем кадровый консалтинг может помочь предпринимателям, в чем смысл этого понятия?
Кадровый консалтинг в нашем понимании – это помощь клиентам в создании такой HR-среды, в которой каждый сотрудник участвовал бы в построении бизнеса, причем делал это мотивированно и осмысленно. К сожалению, в нашей стране менеджер по персоналу часто стоит в стороне от непосредственного управления, являясь психологом, педагогом, массовиком-затейником, но не бизнес-партнером. Тогда как главное современное требование к системе управления персоналом – быть не просто «в бизнесе», но являться его локомотивом. То есть кадровику жизненно необходимо понимать финансы, маркетинг, принципы функционирования и построения успешного дела. Все наши проекты направлены на повышение эффективности бизнеса клиента и имеют численные показатели оценки, будь то наем персонала, реорганизация подразделений или обучение.
Различных тренингов существует огромное множество. В чем отличие программ переподготовки, проводимых вашими специалистами, от других видов обучения?
В предварительной подготовке. Сам тренинг – это форма обучения, направленная на развитие навыков, которая, в частности, предусматривает до 80% практических форм работы на 16-часовом обучающем мероприятии. Но его проведение требует серьезной подготовительной работы, знакомства команды тренеров и консультантов с бизнесом компании. И самый главный признак того, что программа окажется полезной – это готовность консалтинговой или тренинговой компании адаптировать или специально разработать ее в соответствии с целями и задачами конкретного бизнеса. В этом случае можно говорить об индивидуальном подходе и показателях эффективности обучения.
В чем вы видите специфику часового бизнеса? Что можете предложить специально для часовщиков?
Часы – сложный продукт, требующий от продавца умения и обосновать цену, и объяснить разницу между различными марками, и предложить клиенту тот или иной вариант в зависимости от потребностей. Продажа часов, особенно дорогих марок, требует высокого качества сервиса, повышенных стандартов, что, к сожалению, не всегда присутствует в наших салонах. Кроме того, управление часовым бизнесом требует от руководителя навыков и управления персоналом, и планирования, и умения решать конфликты в коллективе и с клиентами, и способности выбирать из множества кандидатов лучших. Поэтому мы предлагаем специализированные программы оценки и обучения сотрудников сервису, выявлению потребностей клиентов и тому подобное. Наверняка удобными и полезными для часовщиков станут вебинары и специализированные тренинги управленческих навыков для руководителей.
Вебинар предполагает дистанционное обучение через интернет. В чем достоинства и недостатки этого способа?
Достоинств достаточно, одно из которых – та возможность адаптации, о которой говорилось ранее. Безусловное преимущество дистанционной формы обучения в том, что подключиться к процессу можно из любой точки мира и прослушать именно те темы, которые наиболее актуальны для вас. В то же время формат онлайн-обучения не позволяет осветить многие моменты достаточно подробно, в первую очередь в силу недостатка времени. Кроме того, они не позволяют отработать конкретные навыки, что можно сделать только на очных тренингах. Таким образом, вебинары, на мой взгляд, дополняют, но не заменяют очное обучение.
Среди владельцев и руководителей малых и средних компаний существует убежденность, что консалтинговые услуги – дело затратное и нужное только крупным фирмам. А владелец магазина сам знает своих сотрудников и по мере сил повышает их квалификацию…
На самом деле это заблуждение. По опыту могу сказать, что малые и средние компании часто обращаются к нам с запросами на оказание услуг по обучению, нормированию труда сотрудников и по оценке персонала, тех же продавцов.
Малые и средние компании еще больше крупных заинтересованы в повышении эффективности своего бизнеса и производительности труда сотрудников. Ведь в маленьком коллективе вклад каждого заметен гораздо больше, равно как и более критичными становятся последствия ошибок персонала. Поэтому предприниматели уже начали осознавать, что привлечение сторонних специалистов экономически оправданно. Возьмем, например, подбор кадров. Если в компании нет собственного менеджера по персоналу, то набором сотрудников занимается сам владелец или руководители подразделений. На это тратятся значительные силы. Отдав подбор персонала на аутсорсинг, можно существенно сэкономить время, которое гораздо полезнее направить на решение других задач.
Другой пример. Даже небольшие компании стараются проводить обучение своих сотрудников, особенно занятых в продажах. Но если у больших фирм для этого есть отдельный штат тренеров, программы подготовки, оценки и т. д., то в маленькой фирме иметь все это нереально. Как быть? Есть смысл привлекать сторонних специалистов. При этом эффективность обучения можно существенно повысить, если предварить его оценкой, которая позволяет точно выявить слабые стороны людей, показать, чему именно их необходимо учить в первую очередь. Такую оценку по нашей авторской методике можно провести в течение 1–2 дней и спланировать программу обучения с учетом полученных данных.
О каких результатах можно говорить? Чего компания может добиться в результате использования ваших программ? Можно ли сформулировать выгоду в денежном выражении?
Разумеется! Более того – результаты всех проектов мы представляем в денежном выражении. Так, например, при реализации программы по нормированию труда одного подразделения мы сократили плановую численность сотрудников с 23 до 21 человека, перераспределив функционал и организовав процессы оптимальным образом. Предположим, что средняя зарплата сотрудника 30 000 рублей на руки. Таким образом, в месяц мы экономим только на заработной плате «чистыми» 60 000 рублей, а ведь есть еще налоги, затраты на аренду, содержание рабочих мест и другие. Таким образом, проект по нормированию труда персонала окупается за 2–3 месяца.
Для программ обучения мы разрабатываем систему показателей, по которым оценивается эффективность проекта через 1, 2, 3 месяца и далее. Очень важно, чтобы эти показатели соответствовали тем целям, которые компания ставит перед собой на данном этапе развития. В этом тоже могут помочь наши консультанты. Но при этом необходимо понимать, что таких результатов едва ли можно добиться с помощью простого проведения одногодвух тренингов. Наши проекты включают в себя предтренинговую диагностику, адаптацию программы под специфику заказчика, ряд управленческих сессий, на которых мы обучаем руководителей поддерживать наработанные сотрудниками на тренинге навыки и разрабатываем систему контроля. При таком подходе навыки усваиваются в несколько раз прочнее и используются сотрудниками в реальной деятельности. А это и есть конечная цель любого обучения.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №6-2011
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна