Индекс потребительского доверия стремительно падает

За последние 15 лет мир еще не видел столь стремительного и драматичного снижения уровеня потребительского доверия, как во II квартале 2020 года. В России он опустился до 62 пунктов, то есть на -6 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019 года (здесь и далее сравниваются II квартал 2020 и IV квартал 2019 года как наиболее наглядные примеры двух периодов — до пандемии COVID-19 и после основной волны кризиса). В последний раз похожий результат был зафиксирован в I квартале 2019 года.

Глобальные значения индекса опустились еще более ощутимо: на 14 п.п. до 92 пунктов в среднем в мире и на 12 п.п. до 74 пунктов в Европе, следует из  исследования потребительского доверия The Conference Board®, подготовленного в сотрудничестве с Nielsen.

Nielsen 1.png
Главные значения

В России снизились значения всех трех показателей, на основе которых складывается индекс — оценки потребителями перспектив на рынке труда, уровня финансового благополучия и готовности тратить деньги.

Количество россиян, ожидающих «хороших» или «отличных» финансовых перспектив в ближайшие 6 месяцев, во II квартале 2020 года сократилось до 23% (-10 п.п.) по сравнению с IV кварталом 2019. Доля тех, кто считает, что сейчас подходящее время тратить деньги, сократилась до 17% (-3 п.п.). Уверенными в перспективах на рынке труда себя назвали только 15% (-6 п.п.).

Доля российских потребителей, у которых есть свободные деньги (средства, оставшиеся после совершения расходов на базовые нужды), составила 74%. В IV квартале 2019 таких было 78%. Даже имея свободные деньги, их тратят на меньшее количество статей: на одежду стали тратить деньги на 7 п.п. меньше потребителей (35%), на развлечения вне дома — на 9 п.п. (20%), на отпуск — на 3 п.п. (29%). Меньшее количество россиян сберегали деньги (26%, - 6 п.п.), 29% направляли свободные средства на выплату долгов (29%, + 1 п.п.).

Оказавшись в самоизоляции, россияне стали больше экономить на покупке одежды (61%, +2 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019) и отпусках — 42% (+ 8 п.п.), в то время как уровень экономии на других статьях бюджета снизился. Если в IV квартале 2019 года на более дешевые FMCG-бренды переключались 56% потребителей, то во II квартале 2020 таких оказалось 45%. На более доступные бренды алкоголя во II квартале переключались 19% (-10 п.п. по сравнению с IV кварталом 2019), сокращали бюджет на развлечения дома 32% (-4 п.п.), экономили на услугах связи 15% (-9 п.п.), меньше курили 11% (-7 п.п.).

Nielsen 2.png
Сильнее всего по итогам II квартала 2020 россияне оказались обеспокоены состоянием экономики: сразу 39% опрошенных выбрали этот пункт, что сразу на 20 п.п. больше, чем в IV квартале 2019. Среди других поводов для беспокойства россияне назвали состояние здоровья (30%, -3 п.п.), увеличение цен на продовольствие (29%, +1 п.п.), а также сохранность рабочих мест (27%, +9 п.п.).

Nielsen 3.png