Импорт в Россию: Отсутствие тренда

Цифры полугодового импорта показывают отсутствие на российском часовом рынке каких-либо явных трендов. Хотя последние два месяца поставки снижаются, полугодовые результаты выросли.

Ассоциация участников часового рынка с нетерпением ждала данных об импорте часов в Россию за первые шесть месяцев 2013-го года. Журнальные полосы и разговоры предпринимателей заполнены разговорами о наступающем кризисе. Вслед за странами Европы, Россия демонстрирует ухудшение основных макроэкономических показателей. Большинство розничных операторов говорят о продолжающемся спаде продаж. Тем интереснее было взглянуть, как происходящие процессы сказались на импорте.

Однако в отличие от Швейцарии, где второй год наблюдается спад экспорта, который уже не удается прикрыть никакими операциями с цифрами, помесячная динамика импорта часов в Россию не показывает какого-либо тренда. Т.е. не только негативного, а вообще никакого. Разговоры о намечающемся спаде идут с лета прошлого года, и логично было бы ожидать, что уже с зимы импортеры должны были притормозить поставки. На практике январь и февраль этого года отличились рекордными показателями, рост импорта продолжился и в марте. В мае и июне цифры переместились в отрицательную зону, однако в результате количество ввезенных за полугодие часов оказалось выше прошлогодней цифры на 8,1%, их суммарная стоимость – на 10%.

С точки зрения номенклатуры ВЭД часы в корпусах без драгметаллов показали серьезный рост по количеству (+8,3%), в то время как импорт золотых часов сократился на 32%. Однако при этом суммарная стоимость моделей в золотых корпусах выросла на 16,5%.

Списки марок-лидеров по объему импорта с прошлого года изменились не сильно. Но среди интересных фактов можно отметить, что в этом году резко сократился ввоз часов «непрофильными» компаниями: производителями рекламной продукции, косметическими и автомобильными брендами и т.д. Если в 2012-м их доля оценивалась в 16%, то сейчас она уменьшилась до 11%.

Продолжает меняться ценовая структура импорта. После введения в 2012 году специфической пошлины 10 евро официальный импорт наиболее дешевых моделей часов (таможенной стоимостью до 6 евро) стал невыгодным и полностью прекратился. Однако в этом году поставки таких товаров возобновились. Конечно, объемы совсем не те,  что были в 2010-2011 годах: 200 000 штук за полгода – по сути, ничто для нашего рынка. Одновременно произошло резкое снижение объемов поставок часов в ценовом диапазоне от 6 до 30 евро, и в итоге суммарное количество закупленных дешевых часов выросло всего на 5%. Основной прирост импорта пришелся на диапазон товаров с ценой от 50 до 165 евро и на наиболее дорогие «железные» модели – от 2500 евро. Именно данные группы оказались в наиболее выигрышном положении при существующих таможенных пошлинах.

Таблица 1. Помесячная динамика импорта наручных часов в Россию

Таблица 1

Источник: Ассоциация участников часового рынка

Таблица 2. Импорт в разрезе ТН ВЭД

Таблица 2

Источник: Ассоциация участников часового рынка

Диаграмма 1. Структура российского импорта часов по ценовым диапазонам (таможенная стоимость)

Диаграмма

 

По заявкам телезрителей

После выхода статей в прошлых номерах («Сказка о потерянном времени», ЧБ №2 и «Производственная база», №3/2013 г.) редакция журнала и Ассоциация получи- ли много вопросов, касающихся оценки общей емкости рынка наручных часов России. В статье мы оценивали ее скром- но – в 12 миллионов штук в год, в докумен- тах, отправленных от имени Ассоциации в правительство, – в 16–20 миллионов. При этом сумма объемов официального импорта и производства в разы меньше этих цифр. Поэтому большинство вопро- сов читателей сводилось к фразе «емкость в 12–20 миллионов штук слишком велика, такого не может быть». Ответим на вопро- сы – расскажем, откуда Ассоциация взяла данные об объеме российского рынка.

 

Диаграмма 1. Топ-20 брендов
по количеству ввезенных часов
(январь-июнь 2013 г.)

Оценка первая – данные Росстата. Статистическое ведомство прекратило собирать детальную информацию по часо- вому рынку в конце 1990-х. При этом примерно до 1995-го цифрам Госкомстата вполне можно было доверять, т.к. он достаточно плотно контролировал как официальную торговлю, так и часовые заводы, являвшиеся в то время главны- ми поставщиками часов на наш рынок. В начале 1990-х, когда статистическое ведомство еще имело достоверные све- дения об объеме производства и рознич- ной продажи часов, емкость российского рынка по его данным составляла 24 млн штук часов в год. Много? Неправда? Допустим. Но ана- логичные показатели дают и другие спосо- бы оценки рынка. Например – сегодняшние цифры Росстата. В настоящее время он не соби- рает данных о количестве реализуемых в России часов. Однако ведомство оце- нивает выручку от реализации часов за 2011 год в 16,9 млрд рублей, а среднюю розничную цену – в 1 007,8 рубля. Даже без калькулятора видно, что если поделить одно число на другое, получится, что в России было продано около 16,8 миллио- нов штук часов. Можно рассчитать емкость рынка, отталкиваясь от частоты покупок. Многочисленные исследования, прово- димые в разных странах мира, показы- вают, что часы носят 50–54% взрослого населения. В 2004 году по заказу журна- ла «Часовой бизнес» Агентство рыночных исследований и консалтинга «Маркет» опрашивало потребителей на улицах Москвы и одного из областных центров. То исследование проводилось журналом самостоятельно, за свои деньги и в целях корректировки своей собственной страте- гии развития, поэтому и выбор подрядчи- ка, и контроль за работой, как интервью- еров, так и аналитиков, мы вели весьма жесткий. Это позволяет нам быть уверен- ными в достоверности результатов и отме- тать любые сомнения в духе «маркетологи нарисовали цифры на коленке». Верность результатов подтверждается и тем, что большинство построенных тогда прогно- зов вполне оправдались. Кое-что из тех цифр мы публиковали в ЧБ №3/2004 г. Так вот, часы носили 53% опрошенных, в среднем владельцы обновляли свои моде- ли примерно раз в 4 года. Попробуем на основе этих цифр оце- нить емкость рынка. По данным Росстата, численность населения России в возрас- те 12 лет и старше составляет 120 млн человек. Мы взяли категорию 12+, т.к. примерно с этого возраста большинство детей уже имеют часы (в реальности воз- растной порог ниже). Умножая население на 53% и деля на 4, получим ежегодный объем потребления часов в России в 16 млн штук (точнее – 15 млн 900 тыс. штук). На удивление похоже на Росстат, не правда ли?

 

Диаграмма 2. Топ-20 брендов
по стоимости ввезенных часов
(январь-июнь 2013 г.)

Еще один способ оценить наш рынок – сопоставить его с общемировым. Россия – не самая богатая и продвину- тая страна мира, но и не самая бедная. Можно принять, что по объему потребле- ния наручных часов мы находимся при- мерно на среднем уровне, если не выше. Общемировой объем производства часов составляет примерно 1 млрд штук в год, а население планеты – 7,9 млрд человек. Пропорционально этим цифрам в России должно продаваться 17,7 млн штук часов в год. Правильность расчета легко про- верить с помощью калькулятора. Для особо сомневающихся приведем пятый вариант оценки: сопоставление рынков наручных и интерьерных часов. По данным японской часовой ассоциа- ции (www.jcwa.or.jp), в 2008–2012 годах в мире производилось 455 – 515 млн штук интерьерных часов и миллиард наручных. То есть мировой рынок наручных часов больше интерьерного примерно в 2–2,5 раза. Посмотрим, что мы имеем в России. В 2011 году, по данным ФТС, в нашу страну было импортировано 3 млн 398 тыс. штук интерьерных часов. Однако далеко не вся продукция этой категории ввозит- ся к нам в готовом виде – большая ее часть собирается на территории России. Объем сборки легко оценить по цифрам импорта механизмов. В том же 2011 году российские сборочные компании заку- пили за рубежом 7 млн 134 тыс. штук механизмов для настенных и настольных часов и еще 1 млн 440 тыс. штук меха- низмов для будильников. Складывая три цифры, получим 11 млн 972 тыс. штук – почти 12 миллионов. Как мы говорили, чтобы получить оценку рынка наруч- ных часов, необходимо умножить эту цифру на 2–2,5. Думаю, с этой задачей каждый читатель справится и без каль- кулятора. А перепроверить данные по импорту легко на официальном сайте ФТС stat.customs.ru. Таким образом, любые способы оценки емкости российского рынка, отличающиеся от метода Станиславского и гадания на кофейной гуще, упорно выводят нас на один и тот же диапазон цифр: 16–24 млн штук в год. Это огром- ное количество товара, среди которо- го велика доля подделок, реализуется через оптовые и мелкооптовые рынки, киоски в транспортных узлах, Интернет. Большая часть таких точек практически не платит налогов, а зачастую не зареги- стрирована должным образом. Сегодня этот объем отчасти находится в тени из-за неразумных таможенных пошлин. И Ассоциация считает своей задачей соз- дать условия, которые позволят выйти из тени тысячам предпринимателей и миллионам людей, вынужденных приоб- ретать «серый» товар.  

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №4-2013

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: исследования рынка импорт в Россию 4-2013