Игроки fashion-рынка делают ставку на омниканальность
2020-й год стал рекордным по темпам роста рынка e-commerce. По количеству заказов он вырос почти на 80%. По объему продаж предварительно рост оценивается в 47%, подсчитали в Data Insight.
Неправильно считать, что такая динамика связана с локдауном: ковид скорее продлил быстрый рост, а не создал его, - отметил Борис Овчинников, партнёр Data Insight. Из-за пандемии вся отрасль - и магазины, и логисты, и покупатели - за несколько месяцев прошли путь развития, который в обычных обстоятельствах занял бы годы. Например, если бы не опыт локдауна, Wildberries вряд ли запустил бы предоплату уже в 2020 году.
Елена Шутюк, генеральный директор IML, отметила высокую динамику роста выкупа заказов, доставляемых IML в регионах далеко за пределами Москвы и Санкт-Петербурга:
По оценкам Data Insight, в 2020 году динамика онлайн-продаж одежды и обуви составила 37% - достаточно позитивный показатель для года, когда люди в основном предпочитали сидеть дома и потребность в обновлении гардероба была невысокой.
При этом доля онлайн-продаж на Fashion-рынке удвоилась и даже превысила долю онлайна во всех остальных непродовольственных категориях. “То есть выросла доля тех, кто может обойтись без того, чтобы пощупать товар в магазине”, - уточнил эксперт.
С ним согласились остальные участники дискуссии.
На операционный плюс мы вышли еще полтора года назад, - рассказала Юлия Никитина, заместитель генерального директора Lamoda. - Но в 2020 году мы увидели, что и наши партнеры и покупатели изменили свое отношение к нам. Теперь онлайн-канал перестал быть просто забавной игрушкой. Если лет пять назад мы обивали пороги больших брендов, то в прошлом году все стало ровно наоборот.
Первая пятерка по объему продаж в Fashion-сегменте в 2020 году выглядит так:
1. Wildberries
2. Lamoda
3. Ozon
4. Aliexpress
5. Bonprix
За год в пятерке появились два новых имени - Ozon и Aliexpress, причем их доля продолжает быстро расти. При этом, по мнению Data Insight, изменения в верхних строчках в обозримом будущем ждать не стоит.
Хотя маркетплейсы и царят в онлайне, перспективы развития рынка - за омниканальными проектами, считают участники рынка, это подтверждают и данные аналитиков:
По нашим наблюдениям, монобрендовые проекты в онлайне растут быстрее, чем мультибрендовые, а омниканальные игроки растут в онлайне быстрее, чем чисто онлайновые. Монобрендовые мультиканальные игроки дают рост почти в 1,5 раза, и это - самый большой рост, - подчеркнул Борис Овчинников, - А самая медленно растущая модель (многие, кто ее используют вообще не показали роста) - это мультибрендовые онлайн-игроки. Конечно, есть такие игроки как Wildberries и Lamoda... но игроки поменьше, чувствовали себя в 2020 году хуже. Отмечаю, что мы говорим не о ковид-тренде, а о естественном развитии рынка.
Елена Шутюк из IML согласилась, что игрокам Fashion-рынка важны все способы взаимодействия с покупателями. Чтобы ограничения, к примеру, вводимые маркетплейсами, не оказывали давление в целом на продажи бренда. Как например, введение предоплаты.
Участники дискуссии на площадке FTD выделили основные направления развития Fashion-рынка в ближайшее время.
- Будущее - за сращиванием онлайна и офлайна, превращением всей индустрии в омниканальную экосистему, где интересы и комфорт покупателя первичны, где покупатель волен выбирать, как он будет осуществлять заказ.
Из этого следует следующее:
- Рост гибкости логистических систем.
- Развитие social e-com. Уже сегодня Bonprix в своем продвижении делает ставку на блогеров и отмечает положительные результаты сотрудничества. АлиЭкспресс готовится к эпохе “После маркетплейса”, когда маркетплейсом становится все, что окружает человека.
- Развитие новых бизнес-моделей, связанных с управлением циклом одежды. Например, Lamoda начала инвестировать в это направление. Речь идет не только о подписной модели, но и об аренде одежды под определенный случай, что отвечает набирающему силу экотренду. Компания посматривает в сторону одежды из экотканей.
- Ориентация на отечественного производителя.
- Кастомизация торговой онлайн-площадки, которая позволяет сделать покупку легкой и приятной для клиента, а значит повысить лояльность и конверсию.
Запись конференции Fashion Tech Day смотрите на канале Upgrade.