Готовимся к новому году

<p><span style="color: rgb(128, 128, 128);"><span style="font-family: Verdana;">Состояние дел на российском потребительском рынке</span></span></p>


Начало третьей декады декабря – пожалуй, самое волнительное время для ритейлеров. Кривая продаж, стремившаяся ввысь весь прошлый год, плавно завершила разбег, а у многих магазинов в ноябре даже нарисовала весьма неприятный «горб». Поэтому сегодня все вглядываются и в 2012-й, и  в последнюю неделю года уходящего: что принесет она? Предлагаем краткий обзор того, о чем говорят представители других рынков.

Начало третьей декады декабря – пожалуй, самое волнительное время для ритейлеров. Кривая продаж, стремившаяся ввысь весь прошлый год, плавно завершила разбег, а у многих магазинов в ноябре даже нарисовала весьма неприятный «горб». Поэтому сегодня все вглядываются и в 2012-й, и  в последнюю неделю года уходящего: что принесет она? Предлагаем краткий обзор того, о чем говорят представители других рынков.

Российский потребительский рынок сегодня нельзять назвать ни падающим, ни процветающим. Вялотекущее состояние экономики в России, колеблющееся между кризисным и посткризисным, кажется вполне нормальным на фоне общемировой нестабильности. Рост действительно завершился, что и показали осенние месяцы, а с наступлением декабря к факторам, отрицательно влияющим на покупательскую активность и в целом на состояние рынка, добавилась еще и политическая обстановка. По данным Emerging Portfolio Fund Research (EPFR), за две недели после выборов, фонды, инвестирующие в Россию, относящуюся к категории emerging markets, потеряли почти $2,4 млрд.

Хлеб насущный

Что касается обычного российского покупателя, то он просто стал осторожнее и вдумчивее расходовать деньги, тем более, что на свободные траты их стало меньше. Несмотря на то, что человек всегда ищет «хлеба и зрелищ», судя по данным исследования холдинга РОМИР, опубликованным в РБКdaily, россияне начали экономить на развлечениях, одежде и ремонте, да и на «хлеб» тратятся они теперь аккуратнее. Так, по мнению директора по корпоративным отношениям сети магазинов Х5 Retail Group Михаила Сусова, нынешнее поведение покупателей делится сегодня на две модели. К первому типу стоит отнести клиентов, предпочитающих продукты знакомых брендов, но по более низкой цене. В частности, немало постоянных клиентов продуктовых магазинов «Перекресток» стали чаще покупать в более демократичной «Пятерочке». Ко второму типу относятся клиенты, которые просто перестали смотреть на торговую марку, покупая продукты по более низким ценам. «К обычной модели поведения покупатели вернулись лишь частично», — говорит Михаил Сусов, именуя рынок посткризисным.

В премиальном продуктовом ритейле дела обстоят лучше, хотя, по словам генерального директора «Глобус Гурмэ» Андрея Яковлева, даже на новогодние праздники все останется «в рамках годового тренда, ничего фееричного» не ожидается».

Из данных глобальный интернет-опроса, проведенного компанией Nielsen в конце первого полугодия 2011-го, следует, что в России «более 70% респондентов оценивают состояние своих личных финансов как не очень хорошее или плохое, что почти на четверть больше, чем в 4-м квартале 2010 года. Как результат, потребитель вынужден экономить не только на товарах не первой необходимости, но и на продовольственных». Согласно исследованию тенденций покупательского поведения и розничной торговли ShopperTrends-2011 от Nielsen, в Москве стоимость потребительской корзины даже стала немного ниже прошлогодней (~16 тысяч рублей), впервые за все годы исследований сравнявшись с суммой расходов жителей Санкт-Петербурга.

Посткризисное состояние отразилось и на алкогольном рынке. По прогнозам агентства DISCOVERY Research Group, в 2011 году объём российского рынка тихих вин в натуральном выражении составит 93 459 727 дал, что почти на 7% меньше, чем в 2010-м. Снизилось также потребление игристых вин. Нестабильность в экономике коснулась святая святых – водки: Росстат зафиксировал падение продаж более чем на 10% за первые десять месяцев года. Интересно, что согласно исследованию Nielsen, по большей части это относится к категории премиальной водки (стоимостью свыше 180 руб. за бутылку 0,5 л), потребителями которой являются обеспеченные граждане.

На колесах, но без сапог

Вернемся же к непродуктовым товарам. По мнению ведущего консультанта холдинга РОМИР Игоря Березина, высказанному в интервью РБКdaily, «этап восстановительного роста, имевший место на рынках товаров длительного пользования и необязательных услуг (ремонт, туризм, развлечения) с весны 2010 по осень 2011 года, скорее всего, подходит к концу. Если настроения потребителей резко не переменятся на позитивные, то эти рынки ожидает замедление темпов роста до нескольких процентов в годовом выражении». Это подтверждается результатами проведенного холдингом исследования, которое показало, что семей, планирующих совершить крупные расходы, сегодня стало на 15—45% меньше, чем в первом полугодии. Более того, доля семей, не планирующих крупные расходы, превысила почти на 40% долю тех, кто не совершал значительных покупок товаров или услуг за последние шесть месяцев. Эксперты подтверждают, что в первую очередь россияне экономят на ремонте, развлечениях, приобретении обуви и одежды. Впрочем, отмеченное в последнее время снижение доли расходов на покупку одежды, обуви и аксессуаров с 44 до 35% во многом объясняется тем, что эти вещи были куплены ранее.

В противоположность ситуации на этих рынках, продажи автопроизводителей продолжают идти вверх. По данным РБК.Рейтинг, в ноябре продажи как легковых, так и коммерческих автомобилей увеличились по отношению к тому же периоду 2010 года. Отрицательные показатели были отмечены только у ВАЗ, а также у бренда Lexus. Рост продаж авто можно объяснить и распространением автокредитования, и желанием наших соотечественников вложить деньги в нечто существенное, а не хранить их в банке.
Нельзя назвать стагнирующим и рынок электроники и бытовой техники. Хотя после бурного роста в первом полугодии (+35,6% по данным GfK-Rus) осень и здесь была довольно тихой, большинство ритейлеров в преддверии Нового года ожидают подъема продаж, аналогичных прошлогоднему. Представитель популярной сети бытовой техники «М.Видео» Антон Пантелеев говорит, что «в предновогодний сезон всплеск может достичь от 50 до 100%..., так как покупатели перед Новым годом предпочитают тратить на подарки больше, чем в среднем на технику в течение года». Правда, оптимизм компании-лидера разделют не все: оборот "Эльдорадо" еще в первом полугодии сократился на 1%, что стоило кресла генеральному директору Кахе Кобахидзе.

В бизнесе электроники и бытовой техники самыми популярными видами товаров в 2011 году стали смартфоны, компьютеры и телевизоры. Кстати, мобильные телефоны с недавнего времени превратились в импульсную покупку. Разумеется, это утверждение касается только массового сегмента рынка телефонов стоимостью не выше 5 тыс. руб., составляющих почти 80% продаж в натуральном выражении.
Импульсивные продажи стали привычными и в интернет-магазинах,  где, по данным исследования холдинга РОМИР, заказанного компанией PwC, только половина клиентов совершают запланированные покупки. Число покупателей в виртуальных магазинах увеличилось в сегментах одежды и обуви на 13%, видео- и аудиопродукции – на 12%. Интересно, что частота покупок онлайн, по мнению экспертов, связана с уровнем дохода потребителя: чем выше доход, тем чаще клиент покупает онлайн.

Свет в конце … года
Сезон новогодних подарков всегда был пиковым для многих отраслей, будь то ювелирный бизнес или продажа бытовой техники. Состоится ли взлет продаж в этом году в условия общего снижения покупательской активности?

Не желая полагаться на случай, крупнейшие игроки разных отраслей делают все возможное, чтобы привлечь покупателя. Промо-акции действительно занимают не последнее место среди используемых маркетинговых инструментов. Так, сеть «Детский мир» до 6 декабря стимулировала родителей к приобретению подарков детишкам с помощью огромных - до 50%  - скидок.
Предпочел устроить распродажу в ноябре и ритейлер одежды Finn Flare , оставив самые «тяжелые» скидки до 50% на вторую половину декабря. Представитель компании Юлия Зефирова рассказала РБКdaily: «Конечно, мы рассчитываем на предновогодний всплеск, но в целом люди осторожничают, многие готовятся к предстоящему кризису, во всем мире стагнация, и мы не исключение».
Крупнейшая ювелирная сеть «Адамас» не только проводит промо акции, но и по примеру салонов мебели и бытовой техники ввела с 1-го декабря практику предоставления потребительских кредитов непосредственно в м
агазинах сети. Список различных стимулирующих мероприятий можно продолжать очень долго.

Подобные шаги наверняка будут оправданы, ведь согласно данным Nielsen, 43% респондентов в Москве и 54% в Санкт-Петербурге активно ищут возможность приобрести товары по промо-акциям в часто посещаемых ими магазинах. Мачей Пржибиш, эксперт из исследовательской компании Nielsen, говорит: «В дальнейшем можно ожидать, что в условиях снижения покупательной способности, промо-акции станут еще более важным инструментом стимулирования продаж на магазин и увеличения доли рынка».

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна