Новые условия, в которых оказалась часовая промышленность Юго-Восточной Азии, способны серьезно изменить характер выпускаемой продукции. Первые шаги в этом направлении можно было наблюдать на ежегодной Hong Kong Watch&Clock Fair.
- Сколько стоит этот механизм?
- 410 американских долларов, - ответил пожилой китаец на одном из стендов выставки, немного поупражнявшись с калькулятором. Мое пребывание на Гонконгской часовой выставке только начиналось, поэтому, получив ответ, я направился было дальше, в сторону соседнего стенда. Но тут лицо китайца исказилось гримасой ужаса:
- Постойте, подождите! Я неправильно посчитал! Секунду… - опять последовали операции с калькулятором. - Этот турбийон стоит 407 долларов, а 410 – это цена соседнего!
Я бы понял ужас китайца, если бы он ошибся в расчетах на один или два нуля. Но чтобы разница в 3 доллара за турбийон, который еще 5 лет назад стоял десятки тысяч, считалась существенной? Признаюсь, я был шокирован… Но уже к концу первого дня выставки понял, что эта сцена прекрасно иллюстрирует ситуацию, которая сложилась сегодня в гонконгской и китайской часовых отраслях.
От производства к бренду
Последний раз я был на Гонконгской часовой выставке в 2004-м. Остров-государство с тех пор изменился незначительно – разве что прибавилось несколько небоскребов. Да и выставка на первый взгляд осталась практически такой же. Но если присмотреться, то станут очевидны перемены.
Исторически Гонконг был производственной площадкой, и здешние компании своей главной задачей видели выпуск товара заданного качества при минимально возможном уровне цены, причем приоритет чаще всего отдавался цене. А термины "маркетинг", "брендинг" и т.п. оставались словами из лексикона европейских фирм. Три-четыре года назад стало понятно: если концентрироваться только на производстве, то серьезного увеличения выручки добиться не получится – большая часть денег достается тому, кому принадлежит имя на циферблате. Тогда же начались первые разговоры о необходимости создания собственных торговых марок, но только в докладах ответственных лиц из Торгового совета Гонконга, никак не пересекаясь с реальной жизнью производственных компаний.
Сейчас гонконгцы почувствовали вкус к производству более качественных товаров и разработке собственных марок. По отчетам организаторов выставки, это проявилось в росте числа компаний, представленных в "галерее брендов". В 2000 году эта "выставка в выставке" начиналась с пяти участников. Сейчас их 125.
Но гораздо интереснее было посмотреть на стенды. Безымянного товара осталось немного. Вместо него – многочисленные имена из мира одежды, спорта, развлечений, автомобилей плюс десятки "самодельных" брендов. Гонконгцы активно заключают лицензионные соглашения со всеми компаниями, готовыми на это пойти, и начинают развивать свои марки. Спустя четыре года они поняли разницу между брендом и просто надписью на циферблате. Очень многие мыслят вполне европейскими категориями: "позиционирование", "идея марки" и т.п. Кстати, среди менеджеров гонконгских фирм стало много европейцев – возможно, этим обусловлены перемены?
Качество
Одновременно растет уровень производимых часов. Это касается и сложности выпускаемых механизмов, и качества деталей внешнего оформления. Уже нет смысла считать фирмы, выпускающие турбийоны, модели с ретроградными индикаторами и т.п. Ронни Тэн, директор входящей в состав Seiko фабрики TMI, так прокомментировал ситуацию: "Из-за конкуренции цены на массовые механизмы очень сильно упали, и они не приносят должного дохода. Так, наш самый популярный механизм РС21 подешевел до $0,6. Поэтому и мы, и наши конкуренты делаем ставку на более сложные и интересные модели – с ретроградными индикаторами, дополнительными функциями и счетчиками".
Тот китаец, о котором я рассказывал в начале статьи, выпускает 4 варианта механизмов с турбийоном, включая довольно сложный вариант "летящего" турбийона (именно он стоит $410), и все механизмы вполне пристойно декорированы. В линейке другого производителя - Sea Gull – основное внимание также уделено механизмам с дополнительными функциями. Клиенты китайских компаний отмечают, что качество механизмов за последние год-два сильно выросло, и если раньше они с опаской комплектовали ими свои часы, то сейчас отказы "моторов" свелись к единичным случаям.
То же можно сказать и про внешнее оформление. Качество предлагаемых гонконгскими компаниями корпусов, браслетов, циферблатов постоянно растет и находится на очень высоком уровне. Разумеется, пока в мире есть страны с крайне низким уровнем доходов населения, будут выпускаться и дешевые часы. Но тренд однозначно направлен вверх.
Дорогие мои китайцы
Второй (а может, первой по важности) тенденцией является рост себестоимости продукции. Гонконг всегда был перевалочным пунктом товаров из внешнего мира в материковый Китай и обратно, поэтому все, происходящее в Поднебесной, сказывается на бизнесе островных компаний. А там главным событием пятилетки стало вступление в силу с января этого года нового трудового кодекса.
Документ устанавливает минимальный уровень оплаты труда – примерно $150 в месяц. Раньше такого минимума не существовало, и каждый нанимал персонал, исходя из своих взглядов на жизнь и требований. Многим небольшим фабрикам, где рабочие были рады $70-100, пришлось поднимать зарплату почти в два раза. Представители крупных компаний, с которыми довелось побеседовать, говорят, что они и раньше платили рядовому персоналу относительно много, поэтому у них непосредственные расходы на оплату труда выросли всего на 20%.
Но общие расходы на персонал включают не только зарплату, но и соцпакет. А набор обязательных льгот, которые предприятие должно предоставить сотруднику, согласно трудовому кодексу увеличился значительно. И именно из-за него общие затраты на рабочих удвоились и у крупных фирм.
Рост расходов на персонал, растущие цены на металл и энергоносители привели к резкому увеличению себестоимости. У большинства небольших фабрик она изменилась настолько, что продукция стала неконкурентоспособной. В результате за последний год в южных провинциях Китая закрылись около 60 000 мелких фабрик (разумеется, не только часовых). По некоторым прогнозам, в ближайшее время перестанут существовать еще около 40 000 предприятий.
Уходят с рынка прежде всего мелкие фирмы, для которых рост себестоимости наиболее высок, а возможности маневра ограничены. Остаются крупнейшие. Поток заказов перераспределяется среди меньшего числа производителей, которые банально не справляются с работой. Отсюда – задержки в сроках, падение качества продукции.
Домик в деревне
Но винить во всем новый китайский трудовой кодекс не стоит. Он является попыткой государства отразить новую действительность. Некоторые бизнесмены, с которыми довелось общаться, утверждают, что даже если бы кодекс не был принят, ситуация оказалась бы похожей. Дело в том, что Китай испытывает дефицит рабочей силы. Да-да, в это трудно поверить, но в стране с полуторамиллиардным населением не хватает рабочих!
Причина этого – демографические перекосы. С целью ограничить рост населения, власти Китая долгие годы предпринимали меры, ограничивающие рождаемость. Китайцы с недоверием слушают рассказы про то, что в России при рождении второго ребенка государство выделяет семье деньги. Ведь в их стране все наоборот: политика "одна семья - один ребенок" и весьма существенный штраф за превышение "лимита" детей. В итоге государству удалось добиться снижения рождаемости, но следствием этого стал искаженный возрастной состав населения. Большую часть жителей составляют люди старших возрастов, а молодежи, которая нужна производителям, и особенно производителям часов, относительно мало. Поэтому на многих фабриках уровень зарплаты существенно выше установленного законом минимума и доходит до 300 долл.
Плюс к этой цифре предприятие обеспечивает работника бесплатным жильем и питанием, медицинским обслуживанием и т.п. Обычно китайский рабочий получает зарплату не ежемесячно, а всю сумму в конце года, и на эти деньги вполне может купить себе домик в деревне. Что чаще всего и делает, ведь большинство из них – это приехавшие на заработки жители деревень. А фабрике приходится искать нового сотрудника.
Предприятия оказываются зажатыми в клещи. С одной стороны, производственные возможности не безграничны, а рост издержек вынуждает повышать цены на продукцию. С другой – жесточайшая ценовая конкуренция не оставляет шансов слабым игрокам. Выживает тот, кто может предложить качество, сроки и цену одновременно. И даже разница в 3 доллара в цене турбийона становится существенной, отделяя завтрашнего лидера отрасли от сошедшего с дистанции и забытого всеми неудачника.
С возникающими проблемами каждый борется по-своему. Различные варианты ответов и показала выставка в Гонконге. Одни компании переоснащают производство и движутся в сторону более дорогих и качественных часов с большей маржей. Станки с ЧПУ позволяют быстро обновлять ассортимент и требуют меньше персонала. Другие делают ставку на бренды, развивая свои марки или заключая контракты с владельцами марок одежды, спорттоваров или автомобилей. Третьи ищут новые варианты дизайна или технические разработки, которые можно было бы воплотить в часах. Ну а кто-то начинает переводить производство в другие страны: Вьетнам, Малайзию и даже Африку.
Не числом
Сложная ситуация в отрасли не могла не отразиться на ее главной выставке – а Hong Kong Watch&Clock Fair является второй-третьей по значимости часовой выставкой в мире и первой в ЮВА. Ушли с рынка сотни фирм, и естественным образом уменьшилось число участников. Даты проведения совпали с мусульманским праздником, и посетителей из арабских стран оказалось несколько меньше, чем в прошлые годы.
Но так же, как часовая промышленность Гонконга перестраивается от больших объемов в сторону повышения уровня выпускаемой продукции, выставка берет не числом, а качеством состава участников.
Производители механизмов, отдельных комплектующих, корпусов, компании-сборщики, поставщики оборудования для фабрик и инструмента для мастерских, производители упаковки и дисплеев – все они собрались в начале сентября в выставочном центре Гонконга. Ведь Hong Kong Watch&Clock Fair остается крупнейшим событием, обойтись без которого не может ни один серьезный игрок на рынке часов. Во многом это заслуга организаторов мероприятия, которые прикладывают максимум усилий к тому, чтобы выставка была интересна и выгодна участникам и посетителям.
Мини-парады, на которых обворожительные азиатки демонстрировали новые модели часов, собирали невиданные ранее толпы зрителей. Никого не оставили равнодушным экспозиция конкурса дизайнеров и уже упоминавшаяся галерея брендов. А те, кого интересовали серьезные вопросы развития рынка, смогли обсудить их во время азиатской конференции часовщиков. По традиции для гостей были доступны бесплатные Интернет и местная телефонная связь.
Для многих владельцев магазинов уже стала привычной поездка в Базель. Рискну предположить, что посещение HKW&CF было бы для них не менее интересно. Тем более что поездка в Китай оказывается более доступной и простой в организации, чем в Швейцарию. Оформление гостиниц и документов берет на себя московский офис Торгового совета Гонконга. А для тех, кто приезжает в страну первый раз, действует специальная льготная программа, которая делает посещение Гонконга недорогим. Так что, если хотите лично познакомиться с последними трендами и побывать в городе будущего, приезжайте в Гонконг.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №5-2008
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна