Год пустых витрин

Год пустых витринБурный 2005-й создал все условия для того, чтобы прошлый год был полон событиями. И закончившийся год собаки не подкачал: таких насыщенных лет не было давно

Год пустых витринБурный 2005-й создал все условия для того, чтобы прошлый год был полон событиями. И закончившийся год собаки не подкачал: таких насыщенных лет не было давно.

Начало 2006-го для многих оптовиков и розничных магазинов был радостным. Причина того – запоздавшие, но пришедшие-таки декабрьские заказы 2005 года, которые позволили возместить возникающий дефицит товара. Да и продажи в праздничный период оказались традиционно хорошими. Омрачали картину только молчащие телефоны нескольких оптовых компаний и повышенный интерес людей в погонах к ряду дорогих швейцарских марок, из-за которого магазины вынуждены были подкорректировать витрины.

Однако уже в феврале произошло событие, которое стало, пожалуй, знаковым: прекратила работу компания "Бристоль". Собственно, реорганизация внутри "Консула" началась намного раньше, еще в 2005-м, и тогда же "Бристоль" перестала существовать как самостоятельная бизнес-единица. Но это не мешало ей всю осень и зиму исправно снабжать магазины товаром практически в прежних объемах и по прежней схеме.

Уход с рынка "Бристоля" совпал по времени с прекращением поставок швейцарских часов остальными фирмами. Оптовое звено в России на значительный срок, по сути, просто исчезло. В полном соответствии с законом сохранения, почти одновременно с кончиной "Бристоля" начала формировать собственный офис в Москве Swatch Group. Все ожидали. что он возьмет на себя функции дистрибьютора по маркам группы. Однако Swatch Group Rus пока занимается только маркой Swatch, а по остальным брэндам ее главным достижением стало открытие бутика Omega. По сути, даже через 9 месяцев после рождения филиал все еще находится в стадии становления.

Эпоха дефицита
Пауза в поставках товаров средней и нижней ценовых групп не очень сильно ощущалась в марте-мае, когда из-за сезонного спада магазины продолжали иметь приличный товарный запас. Однако ближе к лету витрины начали заметно пустеть.

Для магазинов ситуация осложнялась тем, что выросли цены на большинство марок, которые все-таки поступали в страну, и очень серьезно изменились порядки у поставщиков. В условиях дефицита оптовые компании почти искоренили такие понятия, как отсрочка и реализация. А ближе к концу года в практике отношений между оптом и розницей появилось даже такая форма расчетов, как предоплата за 3-5 недель до поставки вожделенного товара.

Но и это было бы не так страшно для независимых торговцев, если бы оптовики, большинство из которых имеет собственные розничные сети, в условиях дефицита не сконцентрировались бы на снабжении своих торговых точек и фактически не прекратили бы поставки товара клиентам.

Отчетливее всего перемещение центра интересов из опта в розницу проявилась у "Консула": к сентябрю одноименная сеть доросла почти до тридцати салонов и охватила самые разные города страны, в то время как оптовая торговля была практически свернута. Компания превратилась в своеобразную фабрику по производству магазинов, открывая в среднем по одному салону в месяц.

Магазины винили во всех своих горестях оптовиков: мол, они пользуются случаем, зверствуют, хотят захватить рынок. А у тех ситуация была ничуть не лучше, чем у розницы. Перебои с поставками у многих компаний стали возникать еще чуть ли не в середине 2005-го. Все это время расходы оптовых компаний оставались почти неизменными, в то время как доходы упали до нуля.

В итоге к лету прошлого года многие дистрибьюторы довольно серьезно "подъели" свои оборотные средства. В то же время изменившиеся условия таможенного оформления стали требовать для закупки товара на 30-40% большего объема средств, чем раньше. Так вслед за дефицитом товара на рынке возник банальный дефицит денег. Отсюда и скудные поставки, и переход на работу по предоплате, и акцент на снабжение своих магазинов.

Холодная зима 2006-гоХолодная зима 2006-го
Если верить статистике, собираемой часовой ассоциацией Швейцарии, то сегмент дорогих эксклюзивных часов в России чувствует себя великолепно. Данные с февраля по октябрь включительно показывают, что на фоне почти двукратного снижения количества экспортируемых в Россию часов общая стоимость поставляемого товара практически не изменилась, а средняя цена отправляемых в Россию часов выросла в полтора-два раза.

В переводе с языка цифр на русский это означает, что поставки часов средней ценовой группы были почти полностью заморожены, а продажи дорогих моделей явно выросли. Такой результат дали прежде всего "Меркури" и набирающий обороты в отсутствии конкурентов Richemont. Последний за прошедший год почти удвоил количество точек продаж, открыл несколько бутиков и провел целую серию интересных и недешевых PR-мероприятий.

Однако для кого зима 2006-го была во всех смыслах жесткой, так это как раз для компаний, работающих в дорогом сегменте. Здесь было не до скуки. В феврале стало известно о разделении "Да Винчи" на две фирмы, к каждой из которых отошло по половине магазинов. Почти одновременно Chanel объявила о разводе с "Меркури".

В другое время эти события стали бы поводом для долгих пересудов. Но в 2006-м на них никто не обратил внимания. Всех волновало другое: когда же схлынет волна проверок, захлестнувшая магазины и оптовые фирмы еще в конце 2005-го? И не было еще среди часовщиков столь читаемых материалов, как серия писем, опубликованных весной на compromat.ru.

К началу лета все оптовые фирмы, "попавшие под раздачу" зимой-весной, так или иначе приступили к работе. А через полтора месяца грянуло очередное событие: компания "МТТ" разослала своим клиентам письмо о разрыве отношений с Ulysse Nardin.

Многие говорили, что напряженность между производителем и дистрибьютором нарастала не один год. Но столь шумное расставание в тихой часовой тусовке произвело эффект разорвавшейся бомбы. Тем более что Ulysse Nardin занимала значительную долю рынка, и во многих салонах эта марка символизировала верхний эшелон швейцарских часов. С прекращением поставок Ulysse Nardin набор брэндов в магазинах оказался не полным, и их обороты существенно снизились.

Все возвращается?
Гора свалившихся проблем подтолкнула часовщиков к объединению. На организационное собрание по поводу создания ассоциации, созванное в июле "Росинэксом", пришли представители более чем двадцати компаний. Среди них были и заводы, и дистрибьюторы, и непременный "Консул". Не было только компаний из "высшей лиги", наиболее пострадавших в результате действий правоохранителей.

Вопреки опасениям, что фирмы, представляющие разные направления бизнеса и имеющие иногда противоположные интересы, будут тянуть телегу ассоциации в разные стороны, собравшимся удалось даже найти общие темы для общения и наметить что-то вроде программы действий. Однако дальше согласования пакета учредительных документов дело так и не пошло.

С приходом осени у всех началась традиционная сезонная череда забот, и как только интерес "Росинэкса" к объединению ослаб, все заглохло само собой. Надежды магазинов на то, что к осени оптовики наладят поставки товара и вернется счастье, не сбылись. Обещанные "Консулом" и другими дистрибьюторскими компаниями реки товара так и не полились в Россию. Кто-то из розничных торговцев продолжал ждать, кто-то искал альтернативные (т.е. совсем серые) каналы снабжения, кто-то решил, что все же настала пора пересмотреть ассортимент и усилил набор прежде всего фэшн-марок, которые исправно поступали в страну весь год.

Ситуация стала выправляться лишь в октябре-ноябре, когда возобновились в нормальных объемах поставки марок Swatch Group, и начали работать несколько "новых" оптовиков: компаний LPI, "Арт-Мода" и "Люкс-Стайл". Первая вернула на прилавки Maurice Lacroix, а две другие представили четыре "новинки", среди которых наибольший интерес вызвала Cerruti 1881.

Кавычки вокруг слов "новые" и "новинки" появились не просто так: костяк компаний составили давно и хорошо известные на рынке люди. Да и Cerruti 1881, равно как и Armani, уже имели дистрибьюторов в России. Ну а самым неожиданным возвращением стало появление под конец года часов Tissot. Товар продавали не "Консул" или Swatch Group Rus, а "Адора", с которой этот производитель разорвал отношения год назад.

Год переломаГод перелома
В целом год был непростым для большинства часовых компаний. Но если вдуматься, то все перечисленные события были прогнозируемы, и вполне укладываются в те общие направления развития рынка, что мы описывали в конце 2005-го - начале 2006-го. Более того - перемены могли бы быть еще более значительными, если бы не надежда на русское "авось".

Многие операторы рассматривали происходящее как локальные трудности и не предпринимали каких-либо действий, ожидая возврата прежних порядков. Но очевидно, что прошлый год стал для часовщиков переломным, годом начала строительства нового рынка, основанного на иных правилах игры. Ключевую роль в переменах сыграло государство, вынудив дистрибьюторов играть по своим правилам. Это потянуло за собой длинную вереницу изменений во всех остальных сферах: в ценах, в списке основных игроков оптового и розничного звена, в фактическом принятии ими новой торговой политики.

На мой взгляд, все это хорошо сформулировал директор компании "Время и технология" Жорж Кини на страницах этого номера. За какие-то год-полтора поменялось все вокруг. И с боем курантов эти перемены отнюдь не закончились – скорее, мы находимся в середине преобразований.

Естественный отбор
Что можно ожидать в году наступившем? В основном, завершения тех процессов, которые стартовали год-полтора назад, но так и не дошли до логического финала. Должны окончательно опериться и начать полноценно работать представительства. Изменится доступный магазинам и покупателям ассортимент: станет еще меньше дешевых часов, но появится множество новых, неизвестных сегодня марок.

Вместе с открытием торговых центров и перераспределением покупателей это приведет к качественным изменениям среди магазинов. Скорее всего, они поделятся на две категории: салоны престижных часов и отделы, в которых будут доминировать фэшн-марки (см. ЧБ №1-2006, стр.26).

Среди магазинов в выигрыше окажутся те, кто раньше осознает свою рыночную нишу в новых условиях и перестроит ассортимент, интерьер и персонал. Череда смен портфелей брэндов ожидает и оптовиков. Наступивший год обещает стать переломным в позициях российских часов. Окончательно уйдут в прошлое модели советской эпохи, а "новые русские" часы перестанут восприниматься владельцами торговых точек как экзотика и займут свое место на витринах. Для многих отделов они станут если не палочкой-выручалочкой, то серьезным подспорьем в битве за деньги покупателей.

Год отсутствия рекламы у многих брэндов неизбежно приведет к некоторому падению спроса на часы. Сомнительно, что поставки товара в полном объеме начнутся раньше лета. А это означает, что сразу после весенних праздников мы получим волну закрытий часовых отделов. Естественный отбор сделает свое дело: выживут прежде всего сети и те торговые точки, кто успеет перестроить ассортимент.

Главным вектором станет ослабление конкуренции между фирмами и переориентация операторов с конкуренции между компаниями на продвижение торговых марок и торговых сетей. Отказ от лобовых столкновений уже заметен в оптовом звене, в 2007-м осознание бесперспективности торговых войн придет к рознице. Будет ли новый год лучше старого? Для кого-то – да, для кого-то нет. Все зависит от нас самих.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №1-2007

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: стратегии компаний 1-2007 Maurice Lacroix Ulysse Nardin Mercury Chanel Cerruti 1881