ГОД ОПТИМИЗАЦИИ

<font color="#808080" face="Verdana">2009-й глазами руководителей компаний</font> Часовой салонНесмотря на объективные трудности, большинство российских часовых ритейлеров в 2009 году нашли возможности для развития.

Несмотря на объективные трудности, большинство российских часовых ритейлеров в 2009 году нашли возможности для развития.

АЛЕКСАНДР СЕМЧЕНКО, «ХРОНО-С», НОВОСИБИРСК

Нам понадобилось очень много работать, даже больше, чем в успешном для большинства 2008 г. В нестабильное время выживает сильнейший. Крупные игроки рынка пережили 2009 г., расширили и укрепили свои позиции, а слабые еще больше свои позиции сдали. Важным событием для нашей компании стало открытие двух иногородних салонов швейцарских часов в Омске и Барнауле. В целом продажи вполне соответствовали нашим ожиданиям. По розничной сети, учитывая открытие новых магазинов, мы отметили некоторое снижение выручки, но по оптовому направлению сокращение было минимальным. В 2009 году часть потребителей переориентировалась на ценовой сегмент ступенькой ниже по сравнению с его пожеланиями годом ранее. То есть, если раньше человек объективно мог позволить себе часы уровня Tissot, но стремился к Longines, приобретал их, например в кредит, то сейчас старается жить по средствам.

Часовой салон

Впрочем, люди стали более требовательны и щепетильны в выборе марки. Клиенты еще больше задумались над соотношением цены и качества, цены и бренда. Заметен интерес к функциональной стороне часов. Благодаря отсутствию банковских кредитов, профессиональной и слаженной работе коллектива, более требовательному отношению к ассортименту нам удалось достойно преодолеть трудности. Думаю, 2010 год будет непростым, но надеемся, что не тяжелее 2009-го. В планах на будущее — укрепление существующих позиций в нашем регионе.

БОНДАРЕНКО СЕРГЕЙ , STATUS, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Весь 2009 год прошел на фоне негативных событий мирового финансового кризиса, но для нашей компании он стал годом рождения и стремительного развития. Открытие за год четырех магазинов в Санкт-Петербурге мы считаем неплохим результатом. Очень позитивным и полезным опытом для нас стал совместный проект с компанией Swatch Group по открытию бутиков Longines и Rado. Представление лучших часовых брендов в наших магазинах и работа с компаниями — лидерами мирового рынка швейцарских часов предоставляет нам превосходную возможность изучить и внедрить в собственной компании лучшие практики ведения часового бизнеса.

НИКОЛАЙ ЗГОННИК, «ТОНЕР», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Ситуация 2009 года нацелила компанию на внутреннюю работу: самым разумным в новых условиях стало совершенствование того, что уже имеем. Да, мы вводили новые марки, но не занимались их продвижением активно. Вместо этого было решено сконцентрироваться на брендах, которые мы эксклюзивно представляем в России, — это Grovana, Titoni, Paco Rabanne. По-прежнему стабилен Citizen. Говоря о продвижении, когда количество средств ограничено, гораздо эффективнее вложить их в местную рекламу, привести в идеальный порядок точки продаж. При этом реклама Titoni была выполнена в полном объеме. А благодаря международной рекламе Paco Rabanne, которая транслировалась и на Россию, мы получили хорошие результаты продаж. В течение года неожиданно возникло выгодное предложение об аренде в ТЦ «Охотный ряд», и мы открыли свой первый корнер в Москве. Это событие не было запланированным, но поддержка компании Titoni, часы которой занимают в новом магазине центральное место среди еще 12 брендов, позволила расширить сеть. Магазин работает с июля и показал хорошие результаты. В 2009 году заметно обозначилась тенденция переключения покупателей с более дорогих часов на марки менее дорогие, но известные и проверенные временем.

Так, например, продажи Revue Tommen упали на 50%, а популярность Grovana заметно возросла как среди розничных покупателей, так и среди наших клиентов, в том числе и новых. Почему именно Grovana? Думаю, здесь сказался эффект «накопительной рекламы»: в 2007—2008 годах шел рост продаж, спрос вырос, и бренд стал более известным. У людей нет лишних денег, поэтому они реагируют эмоциями вчерашнего дня и к новинкам относятся с опаской — раз новое, значит дороже. Очень сложно проследить и понять мотив покупателя к приобретению и спрогнозировать спрос, все достаточно хаотично. Но при всей нестабильности обороты магазинов нас приятно удивили. Почти во все месяцы 2009 года, кроме декабря, мы повторили выручку 2008 года. Лишь осенью и перед новым годом продажи снизились на 10%. Это средний результат по сети, так как показатели очень сильно отличаются в зависимости от ценового сегмента и от места расположения магазина. В 2010 году мы надеемся на окончание кризиса и начало возобновления роста покупательской активности. Конечно, будем не просто ждать, а развиваться, но еще более продуманно и осторожно, чем в прошлом году. Особое внимание уделим поддержке клиентов, которые работают с нашими марками. В первом полугодии не станем вводить новые бренды, не планируем открывать новые магазины. Ну а если и появятся интересные и перспективные предложения, то мы будем жертвовать «слабыми местами» и делать ставку на лучшее.

АЛЕКСАНДР КЛЕВЖИЦ, «ЧАСПРОМСЕРВИС», КАЛИНИНГРАД

Кризис продиктовал изменение стратегии развития и скорректировал планы, поэтому в 2009 году мы были сконцентрированы на оптимизации работы компании. Приоритетным направлением стало сокращение бюджета, в том числе и рекламного. По сравнению с 2008 годом продажи упали примерно на 30%. В начале кризиса предполагалось, что удар кризиса придется на средний ценовой сегмент, а дорогие часы не потеряют своего покупателя. В реальности ситуация сложилась иначе — бизнес спасли недорогие швейцарские и японские часы. Среди покупателей стало гораздо меньше людей, которые могут себе позволить Raymond Weil, Maurice Laсroix, Zenith. В прошлые годы мы покупали товара больше, чем продавали, думая, что клиенту нужен широкий выбор. Мы осознали ошибку и, чтобы пережить сложности, предприняли еще одну реформу: перестали «раздувать» ассортимент, переориентировались с количества на качество, стали более избирательно относиться к подбору коллекций. Этот подход решено использовать и в этом году. Еще до кризиса у нас планировалось открытие нового магазина и в апреле 2009 года оно состоялось. Поскольку посещаемость отдельно стоящих магазинов заметно снизилась, сейчас разумно арендовать торговые площади в крупных торговых центрах.

СЕРГЕЙ МАКАРЕНКОВ, «ТАЙМ АВЕНЮ», МОСКВА

2009 год мы встречали с надеждой, что продажи останутся на уровне прошлого года, но ожидания не оправдались. Спрос населения пока еще не восстановился, несколько магазинов сработали на уровне 2008 года, в основном — хуже. Если говорить о динамике развития, то в обстановке всеобщей «заморозки» открытий мы презентовали четыре магазина. Все эти проекты стартовали еще до кризиса. Несмотря на общую ситуацию на рынке, мы рискнули воплотить давно задуманное, и результаты работы салонов, открытых полгода назад, нас вполне устраивают. О тех же магазинах, которые работают с декабря, пока говорить рано: прогнозировать рентабельность новых бутиков исходя из прежних параметров сейчас нельзя. В целом по сети в 2009 году средний чек снизился примерно на 30%. Интересно, что притом что трафик в торговых центрах или остался прежним, или снизился незначительно (на 9—10%), выручка уменьшилась существенно — на 20%. Поэтому в 2010 году мы не строим глобальных проектов, важно подтянуть новые магазины. Будем активнее работать с продавцами.

Тайм Авеню

Прошлогодняя практика показала, что замена персонала иногда оказывается более эффективной, чем скидки или работа с коллекциями. В прошлом году в ряде магазинов мы провели рокировку состава: частично переводили продавцов из одного магазина в другой, частично набрали и обучили новый штат. В результате сочетания опыта старых сотрудников и активности новых продажи значительно выросли. Несмотря на то что 2009 год характеризовался явно возросшим спросом на отдельные марки, мы не планируем делать ставку только на этих лидеров потребительских предпочтений. Наличие явных лидеров опасно для бизнеса: провал одного из них может потянуть за собой весь магазин. Важно комбинировать ассортимент, чтобы обеспечить и высокие продажи, и устойчивость бизнеса. Среди марок, которые порадовали в 2009 году, могу назвать марки Michel Herbelin и Louis Erard. Демократичная ценовая политика Michel Herbelin и перевод сборочного производства из Франции в Швейцарию, отличное качество плюс новые дисплеи повысили продажи в разы — за декабрь было продано 200 часов. Год был рекордным и по реализации Louis Erard. Марка обновила модельный ряд, и в предновогодний месяц было продано на 50% больше часов, чем в декабре 2008 года.

АЛЕКСЕЙ КОСТОЧКА, «ОНТАЙМ», НОВОСИБИРСК

Минувший год научил нас не строить наполеоновских планов. Осознав, что в 2009-м падение продаж будет ощутимым, мы решили закрыть 2 нерентабельных магазина, уменьшить издержки и товарные запасы. «Под сокращение» попали наименее востребованные коллекции fashion-часов, умеренно подверженными кризису оказались японские Orient и Casio. Наш рынок просел на 25—30%, мы старались поднимать цены до последнего, но со стабилизацией доллара, наоборот, начали их снижать, делать распродажи. Я доволен успехом торговли в декабре — нам удалось выйти на уровень 2008 года. Так же хорошие результаты принесло репозиционирование отдела швейцарских часов одного из наших магазинов. Думаю, что кризис еще не миновал. Рост будет медленным и зависит от наших правильных и эффективных действий. Если будет необходимо, мы откроем новые магазины, хотя на настоящий момент работает уже 18 розничных точек. Осторожное и поступательное развитие приоритетно для нас и в новом году. Будем придерживаться политики экономии, исходя из рентабельности бизнеса.


ЕКАТЕРИНА НОЗДРИНА, «МОСКОВСКОЕ ВРЕМЯ», МОСКВА

Работы всегда много, но с наступлением 2009 года стало ясно, что трудиться придется еще больше и интенсивнее. Весь год мы вели мониторинг рентабельности, пересматривали расходы, вели переговоры о предоставлении нам скидок на арендную плату. Кто-то шел на компромиссы, и это позволило сохранить не слишком рентабельные магазины, кто-то не шел — тогда приходилось закрывать торговые точки. Но в целом мы открыли больше магазинов, чем закрыли, как в регионах, так и в Москве. И они оправдали наши ожидания: общая выручка 2009 года почти повторила результат 2008 года. Очень хорошо показали себя региональные розничные точки — они работали стабильнее. В Москве картина по отдельным магазинам неровная: некоторые из них, лидеры прежних лет, сдали позиции.

Повысить уровень продаж нам удалось благодаря активности персонала. Мы не пожалели средств на обучение продавцов и руководителей: регулярно организовывали семинары с представителями марок, тренинги по технике продаж, психологические тренинги для менеджеров. Чтобы выявить недостатки обслуживания, провели акцию «Таинственный покупатель». Наибольший результат она принесла именно в регионах. Снизился «средний чек», клиенты переориентировались на более недорогой товар, но не на самый дешевый. Выручка осталась прежней, но часов продается больше. Что касается ассортимента, мы не стали его сокращать, равно как и вводить новые марки. В 2010 году мы также собираемся вести активную ассортиментную политику, вводить новые бренды, а к тем маркам, с которыми мы уже работаем, применять более дифференцированный подход. В наступившем году мы планируем открывать магазины, запускать новые марки, обязательно займемся ремонтом и оснащением торговых точек, продолжим развивать и стимулировать персонал. Кризис еще не закончился, расслабляться не надо.

ОЛЕГ АМБРИС, ГРУППА «АВГУСТ», МОСКВА

Начало 2009 года было связано с тревожными ожиданиями развития мирового экономического кризиса и, соответственно, снижения продаж. Ситуация осложнялась еще тем, что кризис затрагивал и страны производителей нашей продукции. Мы собрали своих партнеров на конференции в Египте, где в спокойной обстановке донесли простую мысль — не стоит паниковать, у нас есть отличный товар, есть поддержка производителя и есть покупатель. Давайте воспользуемся ситуацией и упрочим положение наших марок на российском рынке. Продажи ожидаемо снизились, но падение не было критическим. Особенно порадовали результаты продаж нашей собственной розничной сети. Конечно, были долгие дискуссии с производителями, коррекции планов закупок, но ситуация развивалась в русле стратегии — поиск и использование возможностей для упрочения положения наших марок на рынке.

Часовой салон

Мы смогли выполнить свои обязательства дистрибьютора и перед производителями, и перед нашими партнерами в России, обеспечив бесперебойную поставку часов в необходимом количестве и ассортименте. Лучшее, что мы смогли сделать в 2009 году, — это сохранить наш бизнес, не сократить ни одного человека в компании, открыть 4 новых магазина в Москве и регионах России. Пережить год помогло ясное понимание целей: непрекращающееся развитие и четкое видение ресурсов — наша продукция, наши клиенты, наши специалисты. Мы не вводили в ассортимент новые марки, но и не исключали существовавшие бренды из своего портфеля. В 2010 году мы не ждем резкого роста. Сосредоточимся на усилении дистрибьюторской активности — будем работать с клиентами над тем, чтобы наиболее интересно представить наши марки в розничных магазинах. Также планируем увеличить активность в рекламе и PR, это будет касаться и продукции, и компании в целом.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №1-2010

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: Casio Louis Erard Titoni Orient стратегии компаний Zenith Raymond Weil Maurice Lacroix Citizen 1-2010 Grovana Paco Rabanne Revue Tommen Michel Herbelline