Год Ирландии

На 138% выросли закупки часов российскими дистрибьюторами по сравнению с прошлым годом. По темпам прироста мы уступили только Португалии (+162%), но объем поставок туда был в 3,5 раза ниже, чем в Россию. Думаете, это шутка или кусок фантастического сценария? Нет. Это данные часовой федерации Швейцарии за декабрь 2020 года.

Просто вот такие мы молодцы. В то время, когда в остальном мире все идет по плану, в соответствии с фразой из фильма «все нормально, падаю!», Россия показывает очень даже хорошие результаты. Судите сами: поставки Великобританию и Гонконг снизились на 19%, в Испанию -22%, во Францию -36%, и так далее. Конечно, 2020-й назовут «годом Ирландии»: за год отгрузки туда скакнули с 18 до 130 млн франков (+612%). А считать точную разницу с 2018-м годом швейцарцы даже не стали, просто написали «больше 1000%» (скорее всего, причина феномена в окончательном отделении Великобритании). Но в целом картинка по миру далека от оптимизма.

Точнее, швейцарцы всегда умеют красиво подать ситуацию. Вот и в преамбуле к декабрьским данным написали: «экспорт продолжает небольшое снижение». Общемировой результат декабря -2,5%. Это действительно лучше, чем в ноябре (-3,2%) и тем более в апреле, когда был зафиксирован абсолютный антирекорд: падение к апрелю 2019го составило 82%. Но если бы не Китай, нарастивший в последний месяц года закупки на 45%, по миру в целом было бы -10%.

Месяц – слишком короткий период. Давайте посмотрим, что происходит по году. За 12 месяцев экспорт снизился на 21,8%. Упали все, кроме Китая, Омана и Ирландии. Но на общем фоне Российский рынок выглядит почти растущим: всего -3,9%, а по сравнению с 2018-м вообще почти вровень: снижение всего на 1,8%. Если говорить серьезно, то в условиях карантина все рынки начинают демонстрировать свою истинную емкость. Если раньше многие страны ориентировались на туристов, то сейчас довольствуются внутренним спросом. Что для российских ритейлеров очень даже неплохо. Не случайно результаты нашего опроса часовщиков оказались гораздо позитивнее, чем можно было ожидать, опираясь на разговоры и стоны первой половины года. Кстати, опрос пока продолжается, если еще не участвовали – вот ссылка:

https://u012370.stepform.io/Gzm2jPI

Табличку с экспортом по странам публикуют многие, давайте заглянем чуть глубже. Что в реальности происходит в швейцарском часпроме?

При падении выручки на 21% количество экспортированных часов снизилось на 33%. То есть спрос на дешевые падал быстрее, чем на люкс. Более того: если механические часы потеряли 19% в стоимости и 24% в количестве, то кварцевые – 34% и 38% в количестве. То есть продажи швейцарского кварца обвалились почти на 40%! На 2015й лучше вообще не смотреть: по отношению к нему продажи кварца свалились на 60%. 

А это означает очень серьезные структурные изменения в отрасли. Средняя цена экспортированной механики – 2 532 CHF, или около 7 500-8 000 франков в розничных ценах. Это – удел относительно небольшого числа брендов, которые и сегодня сохраняют устойчивые позиции. Основной же массе приходится туго.

Теперь про Россию.

Падение экспорта в стоимости составило около 3%, но по количеству – 37%. Происходящее легко увидеть на диаграмме. К нам поступило часов на 186 млн франков. Конечно, это хуже, чем в 2013-м (267 млн франков), но не так уж сильно отличается от вполне счастливого 2010-го, и лучше 2016-2017 годов. Вопрос в том, на какие марки (и компании) приходится счастье?

Экспорт швейцарских часов в Россию

На этом фоне интересно посмотреть, что происходит со средней ценой часов. С 2016 года в среднем по миру она растет, с 719 франков доросла до 1 170 франков. Для часов, поставляемых в Россию, в 2009-она составляла 556 франков, затем пошла вниз. Минимум был достигнут в 2017-м, 268 франков. В прошлом году цифра выросла до 662 – половина от среднемирового значения.

Скорее всего, нам предстоит выровняться до мирового уровня…