«ГЛАВНЫЙ КАЛИБР». Обогнавшие время

1937 год. До начала Великой Отечественной еще четыре года. Но СССР и Германия уже стали соперниками — пока мирными. Их павильоны стали главными магнитами на Всемирной выставке в Париже. Именно для украшения советского павильона Мухина создала знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», ставшую символом новой жизни.

Успехи нашей страны в культурной и технических сферах оказались непререкаемыми. Всего советский павильон собрал 270 наград в различных областях, среди которых больше полусотни дипломов, 6 бронзовых, 40 серебряных и 70 золотых медалей. Целых 95 экспонатов получили Гран-при в своих номинациях. Одним из них стал паровоз серии ИС — самый мощный в Европе. Мнение специалистов было однозначным: локомотив обогнал свое время.

Появление этой машины было продиктовано временем. Еще до революции Россия стала второй страной в мире по протяженности железных дорог, уступая только США. К слову, эту позицию мы удерживаем до сих пор. Ускоренная индустриализация привела к кратному росту грузоперевозок, а вслед за развитием городов и мощных промышленных объектов — увеличению пассажирских перевозок. Новую жизнь строила вся огромная страна, и по бескрайним просторам шестой части суши перемещались огромные массы людей.

Поэтому еще в начале 1930-х встал вопрос о разработке более мощных и более скоростных локомотивов, которые были призваны повысить пропускную способность рельсовых магистралей. Проектирование велось сразу на нескольких предприятиях в Ленинграде, Ворошиловграде и Коломне. Именно в Коломне в октябре 1932 года был выпущен первый паровоз новой серии, по решению рабочих завода получивший название ИС — «Иосиф Сталин».

Мощность нового локомотива достигала 3200 л.с., но и у него скорость движения оказалась ограниченной. На помощь пришли специалисты Московского авиационного института, которые провели испытания модели локомотива в аэродинамической трубе. Они выяснили, что при скоростях выше 100 км/ч применение обтекаемого кожуха может дать выигрыш в мощности в 200-250 л.с. По результатам этих исследований в 1937 году Ворошиловградский завод выпустил паровоз ИС20-16 с кожухом-обтекателем. Благодаря снижению сопротивления воздуха, ИС20-16 смог разогнаться до невероятной по тем временам скорости 155 км/ч.

Первые ИС поступили на линию Москва — Ленинград Октябрьской железной дороги, где обслуживали дальние пассажирские поезда, в том числе и «Красную стрелу». Они работали на направлениях Харьков — Минеральные Воды, Москва — Смоленск — Минск, Москва — Ожерелье — Валуйки, Мичуринск — Ростов-на-Дону, Москва — Курск — Харьков — Синельниково и другие.

В апреле 1957 года на паровозе ИС со специальным поездом была достигнута скорость 175 км/ч, что стало последним рекордом скорости для паровой тяги в СССР. Сегодня о славной истории ИС помнят в основном специалисты. Единственный сохранившийся экземпляр установлен в Киеве как памятник около Южного железнодорожного вокзала.

КОЛЕСА НА ЦИФЕРБЛАТЕ

Напомнить о великолепной машине взялись часовщики из «Главного калибра». В прошлом номере мы уже рассказывали про модель «Русская Аляска» и в целом про этот проект, каждая модель которого посвящена важным, но иногда незаслуженно забытым вехам истории нашей страны.

При этом выбирают те, которые вызывают значительный интерес у широких слоев населения, но при этом относительно малоизвестны, и стремятся с помощью часов донести до покупателей частицу нашей истории. Модель «Паровоз ИС20-16» бросается в глаза благодаря необычному решению циферблата. Его основу создают два круга, дизайн которых повторяет колеса паровоза. В каждом из них расположен отдельный набор стрелок. Два независимых кварцевых механизма обеспечивают долгую и надежную работу, позволяют владельцу видеть время одновременно в двух часовых поясах. На циферблате изображены стилизованные обтекаемые контуры скоростного локомотива, под которыми как будто видны внутренности машины. Стилистику поддерживает стальной корпус, покрытый черным PVD с красными вставками, и красный текстурированный ремешок.

Как и все модели проекта «Главный калибр», «Паровоз ИС20-16» выпущена лимитированным тиражом 500 экземпляров. Индивидуальный номер выгравирован на стальной задней крышке. Там же можно увидеть очертания легендарного локомотива, название проекта и серии. Часы комплектуются качественной и привлекательной подарочной коробкой из экокожи, в которой предусмотрено место для буклета.

ГЛАВА В ИСТОРИИ

Про буклет мы упомянули не случайно. Для «Главного калибра» он служит одной из важных составляющих часов, поскольку несет рассказ о событии, которому посвящена модель. Миссия проекта заключается в том, чтобы дать потребителям качественный отечественный продукт, основанный на российской истории и развивающий интерес к ней. Поэтому каждая разработка «Главного калибра» автоматически становится часами с историей. Она одновременно и напоминает нам о важных вехах из прошлого, и опирается на них, вызывая интерес у будущего владельца. Идея проекта предельно корректно закрывает сразу несколько желаний современного покупателя: интерес к патриотической теме, желание иметь качественный продукт, и такой продукт, о котором есть что рассказать окружающим. Создатели «Главного калибра» точно уловили настроения людей, в какой-то степени даже опередив время, как это когда-то сделал паровоз ИС20-16.