Где ступала нога человека

Человек всегда был существом крайне любопытным. Он готов сделать все, что угодно, чтобы очутиться в тех местах, где ему, вроде бы, не место: погрузиться на дно океана, подняться на высочайшие пики и даже выйти в открытый космос. И во всех путешествиях человека сопровождал безотказный помощник – его часы

Человек всегда был существом крайне любопытным. Он готов сделать все что угодно, чтобы очутиться в тех местах, где ему, вроде бы, не место: погрузиться на дно океана, подняться на высочайшие пики и даже выйти в открытый космос. И во всех путешествиях человека сопровождал безотказный помощник – его часы.

Внутри Longines, снаружи – Rolex
Как известно, освоения людьми Мирового океана вообще не случилось бы без изобретения хронометра. Именно от точности морских часов зависело определение координат на море.

С изготовления морских хронометров начинали путь к славе британские мастера Харрисон, Грэм, Арнольд (сейчас в честь двух последних созданы марки коллекционных часов Graham и Arnold & Son), на изготовлении морских хронометров специализировались изначально швейцарские дома Jaeger-LeCoultre и Ulysse Nardin (именно поэтому эмблемой последнего стал корабельный якорь).

До начала ХХ века часы оставались главным навигационным прибором на море. Последние достижения исследователей, связанные с покорением Южного и Северного полюсов, обязаны хронометрам марки, о которой такого сегодня и не подумаешь – Longines.

В 1906 году экспедиция канадца Жозе-Элеара Бернье покинула Квебек в направлении Северного Плюса, которого достигла почти через год. Всего плавание заняло 429 дней, и основным навигационным прибором в нем служили два морских хронометра Longines Express Monarch. "Я действительно восхищен этими хронометрами" - писал Бернье после возвращения. – "За все время экспедиции один из них отстал на 13 секунд, а второй - всего на 4".

Между прочим, эта экспедиция позволила Канаде утвердить право собственности на 740 000 км2 Арктических островов и фактически монополизировать северные морские пути. А через несколько лет Longines принес удачу и конкурентам канадцев – скандинавам, а точнее Роальду Амундсену, захватившему в знаменитую экспедицию на Южный Полюс Longines Navigation Chronograph, специально разработанный компанией в 1889 году для работы при низких температурах.

Когда на морской карте мира не осталось белых пятен, людям стало интересно, а что же находится на морском дне. Появились батискафы, водолазные костюмы, и вместе с ними – весьма вовремя – водонепроницаемые часы.

Пальма первенства в покорении морских глубин пока что безраздельно принадлежит Rolex. В 1952 году модель наручных часов Deep Sea была закреплена на наружной стенке батискафа Trieste, который опустился в Марианскую впадину на глубину 10916 метров, буквально чуть-чуть не дотянув до самого дна (12000 метров). Подобная степень водозащиты обеспечивалась не только герметичным корпусом, но и специальной жидкостью, заполнявшей внутреннюю камеру часов вместо воздуха.

Между прочим, сам батискаф Trieste, сконструированный исследователем Огюстом Пикаром, внутри был оснащен хронометрами Longines.

Все выше
С часами Rolex оказалось удобно не только погружаться на дно, но и карабкаться на вершину. Среди альпинистов моду на этот аксессуар ввел сэр Эдмунд Хиллари, который первым взобрался на Эверест (8 846 метров) в 1953 году с Rolex Oyster Dayjust на запястье.

С тех пор марка считается почти традиционной для горных туристов. Один профессиональный альпинист так описывал живописную картину подъема на Эверест сегодня: многие неопытные альпинисты разбиваются, замерзают, так и остаются во льдах горы, но их Rolex’ы продолжают идти.

В 2004 году Эверест покорил российский альпинист Виктор Бобок. Его восхождение интересно тем, что Виктор и его напарник поднимались совершенно новым и не освоенным пока никем маршрутом: со стороны Китая через Северную стену, которая представляет собой практически отвесную скалу. Таким образом, наши альпинисты совместили высокогорное восхождение и технический скальный подъем, что является огромной нагрузкой. Российские альпинисты использовали Ironman Triathlon Fitness Monitor от Timex, часы с фитнесс-системой, которая контролировала интенсивность нагрузок. Хотя это вовсе не обязательная функция, надежные и точные часы альпинисту все равно необходимы. Зачем? Хотя бы чтобы не пропустить сеанс связи с цивилизацией.

И выше
В 1911 году появились первые летные часы: их создал Луи Картье для своего друга бразильского авиатора Альберто Сантуш-Дюмона. Авиация была еще настолько слабо развита, что специальных приборов навигации в воздухе не существовало. В 20-е годы американский офицер Филипп ван Хорн Уимс, совместно с Longines, патентует часы Longines Weems Navigation Watch, удобные для синхронизации с радиосигналами точного времени: прибор имел вращающийся безель и особую конструкцию циферблата.

Кстати, Уимс преподавал в той самой военной академии, где учился летному мастерству Чарльз Линдберг, совершивший первый беспосадочный перелет через Атлантику, ориентируясь только на показания хронографа – на его самолете не было даже рации. Позже сам Чарльз внес усовершенствование в конструкцию навигационных часов Longines, создав чертеж модели Lindbegh Angle Horaire  — "Часовой Угол". Это был настоящий навигационный прибор высокой точности, с помощью которого вычислялась долгота. Angle Horaire использовали наряду с секстантом и навигационным календарем.

Чуть позже две бесстрашные американки с часами Lindbergh окончательно приручили небо: в 1932 году Амелия Эрхарт стала первой женщиной, перелетевшей Атлантику, а Эми Джонсон совершила полет из Англии в Южную Африку и обратно.

Из морского навигационного прибора часы превратились в воздушный и оставались в таком качестве до конца второй мировой войны. Сегодня авиационных часов выпускается довольно много, но они уже представляют собой скорее элемент стиля, чем реально нужный прибор.

В бесконечность
В 1961 году произошло событие, ставшее вехой в истории любопытствующего человечества: первый полет в космос. Естественно, производители часов не могли обойти его вниманием: 1 МЧЗ "Полет", чьи "Штурманские" были на запястье Гагарина во время полета, стал выпускать модели с "космическими"  названиями: в 1962 году "Орбита", в 1963 году – "Космос". Но истинно космическими стали часы, разработанные "Полетом" еще в 1959 году: "Стрела" 3017, хронограф с 45-минутным счетчиком минут, телеметрической и тахометрической шкалами. "Стрела" предназначалась исключительно для командного состава ВВС и выпускалась с военной приемкой. С этими часами впервые в истории космонавтики вышел в открытый космос Алексей Леонов.

Но то были, по сути, обычные часы. Позднее в СССР стали создавать специальные приборы для космических путешествий. Один из старых работников КБ "Полета" рассказывал, что в 80-по заказу космический войск были разработаны кварцевые часы, которые могли бы выдерживать сильное магнитное поле. Уже через много лет, уволившись с завода, инженер решил узнать-таки, что же на деле означала цифра, которая стаяла в техническом задании. Заглянув в справочник, он вздрогнул: заданная напряженность магнитного поля оказалась настолько огромной, что при ней часы остались бы едва ли не единственным работающим прибором на корабле. Жаль что о дальнейшее судьбе той модели ничего не известно.

Космические часы выбирали и в NASA. Для этого представители агентства инкогнито явились в часовой магазин города Хьюстона и купили десять хронографов различных марок. Небывало жесткие тесты, которые проводились в течение двух лет, отсеяли четыре марки. Фирмам-производителям шести оставшихся предложили выставить 12 моделей для еще более изощренных "мучений" холодом, жарой, давлением и вибрацией.

Наконец, 1 марта 1965 года было объявлено, что испытания NASA прошел единственный хронограф – Omega Speedmaster, который и был официально рекомендован для использования астронавтами во всех космических полетах.  Руководителям аэрокосмического агентства пришлось отстаивать свой выбор даже в Сенате США – союз американских предпринимателей обвинил NASA, отдавшее предпочтение швейцарским часам, в подрыве национальной промышленности. Однако Speedmaster справился со своей задачей в открытом космосе (экспедиция Gemini IV 1965 года). Успех часов Omega был окончательно закреплен 20 июля 1969 года, когда  Нейл Армстронг – со Speedmaster, принадлежавшим Эдвину Олдрину – ступил на поверхность Луны. Собственные часы он оставил внутри корабля, вместо вышедшего из строя бортового счетчика времени.

Предположительно, первая высадка человека на Марс должна состояться в 2020 году. За это время часовые производители наверняка успеют создать модель, которая будет ходить даже в марсианских условиях, и даже по марсианскому времени. 

Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна