Три месяца назад рекрутинговая организация Job Up открыла в Интернете сайт www.timeup.ch, занимающийся размещением вакансий для иностранных рабочих и специалистов в швейцарском часовом секторе. Успех ошеломил даже его владельцев. Оливье Кубе, координатор проекта Time Up, говорит, что за столь короткий срок посещаемость сайта выросла в десятки тысяч раз, притом, что сам сайт нигде особо не рекламировался – в основном информация о нем доходила до соискателей по "сарафанному радио".
"Конечно, более точные цифры мы готовим представить в отчете на выставке в Базеле, но уже сейчас я могу сказать, что ежедневно сайт регистрирует порядка 20 тысяч визитов. Мы сами не ожидали такой активности. Более того, некоторые посетители становятся постоянными, они образуют своеобразное коммьюнити".
В принципе, успех подобного сайта не стал сюрпризом для самих швейцарских производителей – он лишь подтвердил тенденцию, которая четко наметилась уже в 2004 году: резкое увеличение иностранной рабочей силы в швейцарской часовой промышленности. Преимущественно это специалисты из соседней Франции, однако много желающих и из Италии, Германии, Нидерландов, Финляндии и более удаленных стран, например, с тех пор как 1 июля 2004 года был принят закон о свободном передвижении рабочей силы во Франции, в швейцарскую часовую индустрию хлынул ощутимый поток работников из Алжира, Гваделупе, стран Индокитая.
При этом многие швейцарские производители сами заинтересованы в привлечении иностранцев, например, компании Chopard, de Grisogono, Frederic Piguet и Piaget являются официальными партнерами сайта Time Up. Главным образом это объясняется отсутствием квалифицированных рабочих и специалистов в самой Швейцарии. Так, на Girard-Perregaux по словам одного из менеджеров, ответственного за кадры, многие посты, которые могли бы занимать швейцарцы, отдаются иностранцам, притом не только рабочим, но и супервайзерам и руководителям – просто потому, что в компании нет возможности готовить собственных специалистов.
Пять департаментов из восьми в компании возглавляются иностранцами. Подобная ситуация наблюдается и на фабрике Ulysse Nardin в Ле Локле: за три года в компании было подготовлено… всего 2 собственных специалиста, остальные все были приглашены со стороны. Естественно, руководство озаботилось этой проблемой, и чтобы решить ее, был создан образовательный центр для часовщиков при местном коммуникационном центре, однако, чтобы подготовить первых квалифицированных работников, ему потребуется порядка шести лет. А пока что порядка 200 работников Ulysse Nardin – французы. Также наблюдается большой приток финских часовщиков и управленцев в швейцарские компании и торговлю. Последнее объясняется тем, что часовой рынок в самой Финляндии практически умер.
"Иностранцам нравится работать в Швейцарии, а нам удобнее работать с иностранцами, чем с местными", - говорит Людовик Мейер, менеджер по кадрам Ulysse Nardin. – "Они не так сильно привязаны к месту проживания, им нравится зарплата, они легко меняют должность и вообще место работы".
Секретарь патронажного комитета часовой индустрии (CPIH) Франсуа Матий сообщил, что сегодня в Швейцарии в часовом секторе занято от 20 до 25% иностранных служащих, и скорее всего эта цифра будет только расти. Например, в таких регионах как Шаффхаузен и Тессин вообще 70-80% работников – это жители соседних Германии и, соответственно, Италии. Вступление в Евросоюз стран Восточной Европы также открыло границы для нового рынка рабочей силы: в Швейцарии появляется все больше выходцев из Польши, Чехии, и Румынии. Но пока что иностранная экспансия занятости не вызывает опасения у швейцарских производителей.
"Я не думаю, что мы рискуем столкнуться с такой проблемой, что какой-либо мастер будет трудиться на швейцарской фабрике, а когда овладеет секретами мастерства, увезет их в родную Бретань", - смеется Франсуа Матий.
В Бретань, может, и не увезет. Но ведь еще десять лет назад никто и не предполагал, что индийские и китайские работники Силиконовой долины когда-то сами начнут скупать американские компьютерные корпорации.
Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна