Чтобы мировая экономика вышла из кризиса, предприниматели должны помочь людям вернуть уверенность в завтрашнем дне, считает президент Tissot Франсуа Тьебо.
Господин Тьебо, как член совета директоров Swatch Group и выставочного комитета Baselworld, вы хорошо знаете ситуацию в отрасли. Полтора года назад, в самом начале кризиса, вы сказали, что Swatch Group не потеряет деньги, а просто недополучит прибыль. Что получилось в итоге?
Именно так и получилось. В 2009-м продажи Swatch Group упали на 8%, а суммарный экспорт швейцарских часов — на 22,9%. Вы знаете о том, какую долю занимает продукция Swatch Group в общем объеме производства часов. Все это означает, что если бы не Swatch Group, то результаты отрасли были бы еще хуже. Я бы сказал — совсем плохими. Да, Swatch Group существенно потеряла в прибыли, но мы не были убыточными. И что еще важнее — мы сохранили наш персонал. Потому что мы знаем — кризис пройдет, бизнес вернется на прежние рубежи и будут нужны силы для развития. Без людей это невозможно. Если вернуться к отрасли, то мы действительно имели большое падение. Оно началось в ноябре - декабре 2008-го, когда кризис дошел до часового рынка. Многие клиенты по всему миру отменили заказы. Сначала, в октябре, упали розничные продажи, затем закупки остановили магазины, у которых просто не было денег.
Сейчас мы наблюдаем небольшой рост. В январе экспорт часов увеличился на 2,7%, в феврале на 14%, за два месяца — на 8,6%. Да, этот рост достигнут на фоне 22-процентного падения прошлого года, и пока цифры хуже, чем в 2008-м. Но я доволен результатами. Как член выставочного комитета, я много общаюсь с людьми. И в этом году я вижу намного больше улыбок, чем в прошлом. Тогда все молчали и пытались понять, что делать. Сейчас картина другая. Мы движемся, хотя и очень медленно. Например, еще сохраняется высокая безработица, но компании уже перестали увольнять людей. А перед выставкой рабочих рук даже не хватало, потому что всем срочно нужно было сделать новые модели. Ключевым фактором сейчас является уверенность людей в завтрашнем дне. Она еще не вернулась, но постепенно возвращается — вместе с оптимистичными новостями, улыбками людей. Они говорят — кризис кончился. И я верю в это…
Верите, что кризис кончился?
Да. Потому что, например, наши продажи в США в последние 3 месяца вернулись на прежний уровень. В Канаде и Мексике дела тоже пошли на поправку. В Европе в 15 странах мы растем, в 22 пока продолжается снижение. Хороший бизнес в Азии, на Ближнем Востоке, мы прекрасно чувствуем себя в России и в Украине. И на самом деле, проблема не в кризисе, а в силах самих компаний. Большие группы имеют значительные финансовые ресурсы, а вот маленьким приходится тяжело — многие из них оказались без денег. Им нечем платить сотрудникам, и они вынуждены увольнять людей. Раньше они занимали деньги у банков, но сейчас банки не могут или не хотят помочь им кредитами. Банки перестали выполнять свою работу — поставлять деньги. Сейчас нужны предприниматели, чтобы создать рабочие места, помочь людям и вселить в них уверенность. Ведь проблема в чем? Даже те люди, которые сохранили работу и доход, стали очень осторожны. Мы перестали покупать новые машины, дома, мебель. Даже если кто - то имеет деньги, он старается не тратить их. И это мешает экономике восстановиться.
Но что может сделать отдельная компания, магазин?
Дать уверенность окружающим. Например, мы видим огромное количество распродаж: 20%, 30%, 70%. Это означает, люди ожидают, что их бизнес не будет идти так, как раньше, им не хватает уверенности в завтрашнем дне. Мы должны поменять нашу ментальность — начать покупать. Это будет самым лучшим вкладом в восстановление экономики. Мы не банкиры и не можем дать экономике деньги через кредиты. Но мы предприниматели, и в наших интересах постараться вдохнуть в экономику жизнь через свою работу. Давайте покупать товары, инвестировать в оборудование, нанимать людей — и тогда доверие вернется, маховик экономики закрутится вновь. Ведь чтобы быть предпринимателем, мало просто назвать себя так.
Нужно иметь веру в себя, в свои силы, в успех. Если создавшие кризис банкиры устранились и не хотят помогать экономике, значит, это придется делать нам самим. Сейчас многие люди находятся под наркозом, в спячке. Посмотрите: большинство часов на выставке — это унылая классика. Мы же постарались подготовить яркие модели. Я хочу быть оригинальным, не хочу быть как все. И мы видим множество людей, которые тоже хотят быть оригинальными, но не экстравагантными. Разумеется, сейчас люди обращают значительное внимание на цены. Мы не меняли наш прайс-лист. Мы сохраняли цены, когда экономика была в состоянии бума, мы не меняем их и сейчас. Наша концепция остается неизменной: качественные часы по доступной цене. Благодаря этому Tissot даже в прошлом году показала рост вместе с еще одной маркой группы — Longines. Не большой, не двузначный — но рост!
С прошлого года Tissot получила свой собственный стенд, отдельный от стендов группы. Почему?
У нас 3 этажа, и вчера вечером все три этажа были полны людьми. К нам приходят по 400—500 человек в день. Почему такой поток? Потому что Tissot — крупнейший швейцарский часовой бренд по количеству выпускаемых часов, в прошлом году мы продали 2,3 миллиона штук часов.
Почти два с половиной миллиона? Лет пять назад вы говорили, что только собираетесь пересечь рубеж в два миллиона…
Да, тогда мы только приближались к этой цифре. А сейчас имеем 2,3 миллиона. Прошлые годы были фантастическими для нас. Мы развиваемся очень быстро — это касается и модельного ряда, и присутствия на рынке. Мы выпускаем настолько широкий модельный ряд, что в нем модель для себя может найти абсолютно каждый. У нас открылись бутики в Макао и Шанхае, Пекине, всего — в 60 странах.
А что происходит в России: там ваши продажи растут или снижаются?
В России мы тоже растем. В вашей стране у нас хорошая команда и хорошие друзья — такие, как Владислав Третьяк. Мы с ним даже не друзья, а как братья, вот, смотрите, его номер записан у меня в мобильнике! И наши жены дружат между собой. Нам удается встречаться реже, чем хотелось бы, но мы очень часто созваниваемся — просто так, не по делам.
Планируете ли вы сокращать или увеличивать розничную сеть в России, открывать свои точки продаж?
Мы продолжаем наращивать дилерскую сеть — мы не собираемся терять возможности, предоставляемые рынком. Что касается собственных магазинов — мы думаем над этим. Когда я приезжал в Москву и Санкт-Петербург, я побывал в нескольких престижных магазинах и видел, что Tissot очень хорошо известны в России. Не забывайте, что есть только две марки, которые имеют более чем столетнюю историю присутствия в России, — это Tissot и Breguet. Cын основателя Tissot Шарль так страстно увлекался Россией, что даже женился на русской девушке. Tissot — историческая марка. Это не новомодный бренд, он есть везде на протяжении более чем ста лет. И я верю, что популярность Tissot будет расти и дальше. Это — цель нашей работы!
Год назад вы показали новый механизм — С01. Принципы, заложенные в этот механизм, видятся мне очень перспективными. Почему у вас всего несколько моделей на его базе?
Как всего несколько моделей? В этом году мы представили целую линейку на этом калибре! Мы показали этот механизм чуть больше года назад, он действительно вызвал много откликов. И мы планируем использовать его в большом числе моделей. Однако все должно делаться постепенно. Мы не можем в один день начать выпуск ста моделей или поставить С01 во все наши хронографы. Потому что, во-первых, нам нужно время для вывода производства на полную мощность. А во-вторых, мы должны обеспечить сервисное обслуживание во всех странах, куда мы поставляем часы с таким калибром. Иначе кто будет отвечать за сервис при возникновении каких- либо проблем?
В России все проблемы сваливаются на магазины…
Ни магазины, ни мастерские не смогут сделать ничего, если у них нет запасных частей. Это как с автомобилем: какой бы ни был хороший мастер, он не поможет, если вы разбили стекло своей машины, а у него таких стекол нет. Получается, что нам сейчас одновременно нужны и готовые механизмы для часов, и компоненты механизма для мастерских. Поэтому мы не торопимся наращивать выпуск моделей с С01, а планируем сперва подготовить рынок к масштабному принятию этого калибра. Думаю, что к концу этого года мы сможем выполнить данную задачу.
Будете ли вы развивать линейку калибров на базе С01?
Да, мы будем разрабатывать новые механизмы на базе той же технологии. Как вы знаете, основным отличием С01 является сокращенное количество компонент и снижение трудоемкости их изготовления. Все это резко уменьшает вероятность брака, отказов и т.п. И при этом снижается себестоимость механизма. Сейчас мы предлагаем хронограф с автоподзаводом по цене менее 800 франков. При этом часы имеют корпус из стали 316L, сапфировое стекло и все остальные атрибуты престижных моделей. Это уникальная цена, ничего похожего на рынке просто нет! Таким образом, покупатель имеет прекрасные механические часы по более чем доступной цене. А это и есть концепция Tissot.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №3-2010
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна