Fashion Tech Day: торговать в интернете модно!
16 мая прошел Fashion Tech Day – масштабное мероприятие в области интернет-торговли модными товарами. В технополисе «Москва» собралось более 500 руководителей и ведущих специалистов компаний, занятых в электронной коммерции. Программа включала несколько глобальных сессий, спикерами которых стали руководители крупнейших интернет-магазинов, маркетинговых и сервисных компаний, а также мастер-классы и групповые обсуждения по различным вопросам интернет-торговли. Об уровне форума лучше всего говорит состав участников: представители Data Insight, eBay, Lamoda, Luxotica, Otto, Wildberries, Yandex.Market, РБК, «Эконика» и другие. Пересказать всю 8-часовую программу, проходившую в нескольких залах, невозможно. Остановимся на главных мыслях, прозвучавших в обсуждениях.
4-й год трафик в оффлайновых магазинах падает. Если первое время мы в России объясняли это экономической ситуацией в стране, то сейчас стало понятно, что мир столкнулся с глобальным трендом. Вакантность торговых площадей растет не только в России: например, в Великобритании она составляет 14%. Покупатель поменял модель поведения, и с этой данностью нам всем предстоит жить.
В то же время интернет-продажи и в России, и в большинстве стран мира растут. Но число операторов растет гораздо быстрее, и каждому из них достается все меньший кусок пирога. Еще одной проблемой становится нехватка инвестиций. Денег для всех проектов не хватает даже у таких крупных компаний, как «Яндекс», и им приходится объединяться. Отсюда возникают различные союзы. А небольшим магазинам и сервисным проектам тем более следует использовать возможности друг друга.
Мероприятие было интересно тем, что собрало представителей именно модного рынка. От бытовой электроники и других сегментов эти товары отличаются тем, что плохо поддаются параметризации, решение покупателя сильно зависит от эмоционального впечатления, которое производит сайт и карточка товара. Не удивительно, что большинство из них первостепенное внимание уделяют именно этой стороне работы. Например, Lamoda перенесла акцент с транзакций и вкладывается в качество контента на своем сайте. Стоимость создания одной карточки товара доходит до 1500 рублей, но без этого эффективно торговать нельзя. Идея о том, что контент, карточка товара – это главный фактор конкуренции, проходила через множество выступлений.
А вот тема искусственного интеллекта и машинного обучения звучала на мероприятии достаточно вяло. Несмотря на существование множества шумных проектов, реальное влияние этих технологий пока ограничено. Например, современная техника может обмерять фигуру человека, но показать, как кроссовок будет сидеть на ноге, пока не реально.
Специфика модных товаров ограничивает и применение автоматизации. Люди хотят общаться с людьми, а не с алгоритмами. Тем не менее, эффект масштаба важен: все эксперты сходятся на том, что большим компаниям работать проще.
Очень мало вспоминали также вопросы рекламы, маркетинга. С одной стороны, инструменты и подходы в этой сфере давно известны. С другой, даже в эмоциональных товарах интернет-торговля – это прежде всего математика. Успех магазина зависит не только от товара и вложений в рекламу. Прежде чем инвестировать средства в маркетинг, нужно отточить все бизнес-процессы внутри компании. И понять, что в сети продаем не товар, а контент.
Форум показал, что интернет – тема развивающаяся и новая в том числе для тех, кто занят в ней давно. Часто даже экспертам сложно предсказать, как будет развиваться тот или иной проект. На многие вопросы звучали ответы «нужно пробовать»: похожие ситуации в прошлом давали разные результаты.
Интересной частью мероприятия стал конкурс стартапов. Представители пяти компаний рассказали со сцены о своих проектах, а находящееся здесь же жюри из опытных руководителей дало свою оценку каждому из них. Темами стартапов были сбор и анализ «больших данных» из разрозненных источников, интерактивное ТВ, сервис, помогающий пользователю фильтровать в магазинах только подходящие ему по размеру товары, программа, позволяющая создать персональный образ. Особенно впечатлило выступление представителя компании Digital Signature, которая занимается внедрением современных инструментов мерчандайзинга. На конкретных примерах было показано, как креативные решения позволяют резко поднять результативность магазина. Очень многие идеи могут найти применение в часовых салонах, мы постараемся рассказать о них на наших ресурсах.
Как и другие подобные мероприятия, Fashion Tech Day помог понять актуальные тренды рынка, познакомиться с опытом компаний, дал множество полезных контактов и идей. Здорово, что в это раз в зале были и знакомые лица – представители часовых компаний! Если удастся воплотить в жизнь хотя бы часть инсайтов, пришедших во время форума, нас точно ждет прорыв!