8 марта владелец концерна LVMH Бернар Арно подписал соглашение, которое уже было названо "сделкой года": он выкупил у американской компании Colony Capital 10% акций парижской сети супермаркетов-дискаутнеров Carrefour ("Перекресток") – второй по величине в мире после Wall-Mart. Сделка обошлась Арно в 4,5 миллиарда долларов, зато теперь он стал вторым крупнейшим держателем акций сети после французской семьи Хелли, владеющей контрольным пакетом акций в 20%.
Источники, близкие к компании, утверждают, что Арно был готов купить и больше акций, однако в последний момент остановился на 10% - видимо, следуя своей излюбленной тактике постепенного выдавливания мелких акционеров и конечного захвата контрольного пакета, после чего уже будет совсем не трудно заставить Хелли продать и свои акции.
Похоже, никто не сомневается, что Арно всерьез нацелился на розничный распродажный бизнес. При этом, месяц назад в феврале он потратил 370 миллионов долларов на покупку GO Voyages – крупнейшего во Франции онлайнового туристического агентства.
Другие европейские магнаты также не отстают. Так бельгийский бизнесмен Альбер Ферре, вместе с Арно владеющий производством бордосских вин, приобрел 16% парижского строительного гиганта Lafarge, а давний конкурент Арно владелец PPR Франсуа Пино, хоть и расстался недавно с сетью Printemps, вместо того, чтобы тратить вырученные средства на развитие бутиков Gucci (как планировалось), приобрел крупнейшую французскую конструкторскую группу Vinci и уже договорился о покупке пакета акций сервисной группы Suez.
Конечно, сейчас у всех люксовых магнатов есть средства, чтобы их тратить. Тем более, что предложение на Европейском рынке создалось исключительное: огромное количество частных независимых компаний, поделенных между множеством акционеров, которые реализовали лишь малую часть своего потенциала на международном рынке. За последний год объем инвестиций европейских и американских концернов именно в европейский по происхождению бизнес вырос почти в два раз по сравнению с позапрошлым годом.
Все это выглядит очень перспективно: строительные компании приносят успех в Китае и на Ближнем Востоке, да и в Европе еще есть где развернуться, агентство путешествий бизснес также очень прибыльный, а сеть супермаркетов-дискаутеров – вообще одно из самых успешных торговых предприятий, для которого есть место на любом рынке, в том числе и в России. Но почему заниматься распродажами собирается владелец сети производителей "люкс", человек, который ассоциируется с шампанским Moet, домом моды Christian Dior и часами Zenith и TAG Heuer?
В 2006 году часовое направление и LVMH и PPR показали существенный рост, но прибыль от него пошла не на развитие рынка "люкс", а на приобретение вышеописанных корпораций. Почему? Ответ кажется очевидным: как бы не выглядел прибыльным и привлекательным рынок "люкс" сейчас, ему просто некуда больше развиваться, и такие опытные игроки как Арно и Пино это чувствуют. Конечно, еще остались на рынке и независимые марки, и концерны могли бы расширяться за счет них. Например, известно, что в течение последнего года LVMH и женевский концерн Richemont выражали заинтересованность в приобретении дома Hermes, LVMH также хотел присоединить к списку своих домов моды Armani, а PPR мечтал присоединить к своему холдингу Bvlgary.
Однако, оказалось, что ни один из независимых производителей просто не заинтересован в слиянии и поглощении. Похоже, сейчас только одному Франку Мюллеру удается расширять свою империю, да и то за счет почти неизвестных брэндов, что кажется весьма авантюрным и нестабильным в плане прибыли. Куда разумнее домам "люкс" вкладывать деньги в более перспективные отрасли. Так, например, тот же Richemont без особых комментариев приобрел 10% акций немецкого концерна Egana Goldpfeil. И не исключено, что доля влияния женевского концерна на рынке массовых часов и аксессуаров, хоть и тайно, но неуклонно будет расти.
Похоже, что на вопрос, что лучше: быть умеренно богатым, но гордым производителем luxury или сказочно богатым продавцом дешевых продуктов и ТНП – Бернар Арно и его коллеги ответ определенно нашли. Более интересный вопрос заключается в другом: что же будет с самим сегментом luxury в ближайшие два года?
*По материалам BusinessWeek's Paris
Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна