Евгений Цветков: на качелях
Что происходит со спросом на рынке Сибири, за счет чего новосибирской компании «Аксиом» удается развиваться быстрее других – об этом мы поговорили с ее генеральным директором Евгением Цветковым.
Только закончился 2016-й год. Каким он был для вашей компании, с какими результатами вы его завершили?
Я бы сказал, что год прошел как на качелях: вверх-вниз, вверх-вниз. В итоге в рублях наша выручка несколько выросла по отношению к 2015-му, но если бы не осень, ситуация могла бы быть лучше. К концу лета мы имели очень приличный «плюс», но последние три месяца, включая, к сожалению, декабрь, несколько скорректировали картину.
Какие события в 2016-м были для вас наиболее значимыми?
У нас было несколько замечательных мероприятий с брендами в тех городах, где присутствуют наши точки, они дали хороший отклик. Но главное, пожалуй, мы запустили новый проект: начали выпускать свой журнал. Он, конечно, региональный, но на наш взгляд очень хороший.
Вам захотелось попробовать новый бизнес?
Нет. Просто мы столкнулись с тем, что местный, региональный глянец не способен решить те задачи по донесению информации до клиента, которые мы ставим. Представители имеющихся в регионе проектов рассказывают, что они распространяются там-то и там-то, но это не дает эффекта. Пришлось взяться за дело самим. У нас получилось наладить правильное распространение журнала, чтобы он попадал в нужные руки. Раньше мы тратили деньги на печатную рекламу, но результата не было. Сейчас нам этот проект нравится, и мы видим, что он даёт эффект.
У вас есть магазины разного формата: более дорогие и более демократичные. Можете сравнить ситуацию в разных сегментах?
С января по апрель всё равномерно росло. Показатели отдельных магазинов могли колебаться, то отставать, то ускоряться, присутствовал эффект «качелей», но в итоге продажи во всех сегментах росли примерно одинаково. Весна традиционно не сезон, но в этот раз за счет премиального и люксового сегмента мы прошли эти месяца хорошо. Летом позитивная картина была в сегменте Casio. А с октября продажи стали падать, причем одинаково во всех сегментах. В магазинах X-Time был новогодний всплеск, хотя и менее выраженный, чем ожидали, а в премиум- и люксовом сегментах особого подъема в декабре не было. То есть никакой катастрофы не случилось, но снижение ощутимо.
Что происходит со спросом в премиальном и люксовом сегменте?
Наши магазины расположены в разных городах, и картина в них немного разная. Часы класса Longines - Rado всегда покупали представители среднего класса, по которым кризис ударил сильнее всего. Рублёвые доходы у людей остались прежними, а учитывая, что цены на всё поднялись почти в два раза, денег на часы стало меньше. Сейчас люди менее склонны тратить их на предметы роскоши. Кто-то остановил покупки, кто-то ушел в более доступный сегмент: в Tissot - Certina. Кстати, эти марки предпринимают сейчас очень правильные шаги и предлагают очень достойные часы.
В люксовом сегменте покупки связаны больше с настроением, чем с доходом. Хотя там была категория людей, которые не являлись потребителями «люкса» в полном объеме, а только хотели войти в этот сегмент, часть из них отсеялись и остались в «премиум».
Можете ли назвать марки, которые сохранили продажи?
Очень хорошо себя чувствует Tissot, сегмент Casio, и марки, способные сочетать большую коллекцию с разнообразными ценовым предложением и очень сильным имиджем марок. Это Certina, бренды Fossil Group, хотя и не все.
У нас есть марки, по которым продажи растут не только в деньгах, но даже в количестве – Breitling, Vacheron Constantin. С последней мы начали работать не так давно, но прогресс радует. Совершенно уникальный случай - Omega. Сначала, в 2014-м, она смогла укрепить свой имидж в глазах российского покупателя за чет Олимпиады. Затем люди, привыкшие к часам за 200-400 тысяч рублей, столкнулись с резким подорожанием привычных марок, с удовольствием стали покупать Omega, которая оказалась как раз в этом сегменте и предложила очень интересный товар. Так что Omega кризис сыграл на руку.
Конечно, есть бренды, которые не только не вкладывали деньги в продвижение, но и умудрились дестабилизировать дистрибуцию - они получают обвал продаж. Не хочу называть имена, но мы отказались от нескольких марок.рее.