Евгений Хамедов: «Прошедший год заставил гораздо аккуратнее оценивать перспективы»
Несмотря на то, что ушедший год был очень нервным, связанные с ним опасения оказались страшнее реальности. 2015-й оголил слабые места в каждом бизнесе. Если говорить про розницу, то те магазины, которые работали не очень хорошо и до кризиса, «просели» больше, чем точки, которые и раньше показывали неплохие результаты и обладали потенциалом роста. Последние остались на прежних позициях или даже укрепили свое положение.
Несмотря на то, что ушедший год был очень нервным, связанные с ним опасения оказались страшнее реальности. 2015-й оголил слабые места в каждом бизнесе. Если говорить про розницу, то те магазины, которые работали не очень хорошо и до кризиса, «просели» больше, чем точки, которые и раньше показывали неплохие результаты и обладали потенциалом роста. Последние остались на прежних позициях или даже укрепили свое положение.
Я затрудняюсь сейчас говорить о помесячной динамике работы магазинов в сравнении с 2014-м годов, в среднем, рост выручки составил 15% в рублевом выражении. Из-за ажиотажного спроса в декабре 2014-го статистика по нему не совсем объективна, и сравнивать продажи декабря 2014 с 2015 годом не стоит. Поэтому нам было важнее оценить показатели относительно 2013-го года. Хотя итоги 2015-го еще полностью не подведены, думаю, нам удалось решить поставленную задачу – в декабре оборот вырос примерно на 20% относительно последнего месяца 2013-го.
Сейчас у нашей сети 5 салонов. В течение года мы закрыли один магазин и открыли другой, так что общее количество не изменилось. От планов по развитию мы не отказываемся, но стали более внимательно подходить к запуску новых точек. Так, в 2015 году планировали открыть еще один салон в торговом центре, но тот ТЦ провалился концептуально, и от этих планов мы временно отказались. В кризисные времена приходится гораздо аккуратнее оценивать перспективы новых проектов. Если раньше можно было позволить себе открыть магазин с пониманием того, что он начнет работать не сразу, считалось приемлемым терпеть убыточный или приносящий нулевую прибыль магазин в течение года, то сейчас я не готов брать на себя такие риски, тем более что ситуация для следующего года пока не выглядит определенной.
С января 2015-го мы стали внимательнее просчитать экономическую составляющую бизнеса. Если раньше учитывали только основные статьи затрат, на аренду и персонал итд, то с января считаем всё, что можем посчитать, в том числе затраты на канцтовары, воду. Работа каждого магазина просчитается с учетом всех расходов. В том числе мы разнесли по сети проценты по кредитам пропорционально товарным остаткам в каждой точке, и учитываем этот фактор при принятии решения о том, насколько эффективно работает магазин.
Что касается портфеля брендов, то наши лидеры – марки Swatch Group - по сравнению с 2014 годом «просели» по количеству продаж, но в основной массе показали прирост по рублевой выручке около 15%. По штукам не уменьшились продажи Longines и Tissot. Такие результаты – это сумма многих факторов: ситуации на рынке, нашей работы с остатками и мотивацией персонала. Хорошо продаются и такие марки, как Casio, которые в любые времена являются двигателем торговли и гарантируют определенный оборот.
Мы не ставили на 2015-й сверхзадач. Нашу цель мы видели в том, чтобы сохранить позиции и усилиться там, где возможно – по отдельным ценовым группам, в областях, где отвлеклись конкуренты и т.д. В первую очередь, мы были нацелены на оптимизацию работы сети, что наряду с прагматичным подходом к магазинам и позволило относительно удачно пройти через 2015-й год.
Мы небольшая компания, и у нас есть своя специфика по сравнению с сетями, насчитывающими десятки точек. Там все магазины рассматриваются как финансовый инструмент, а для нас каждый из них – это детище, в которое вложено много сил и эмоций. В итоге даже если торговая точка плохо работает, ее очень тяжело закрывать. Сейчас подход приходится менять. Я для себя принял решение закрывать торговые точки, которые не выходят на необходимые показатели даже после мер по оптимизации работы. Конечно, мы не рубим с плеча, не всегда проблема в магазине. Например, иногда нам не удается оптимально загрузить его товаром или поменять ассортиментную матрицу из-за нехватки оборотных средств. Но плюсом маленькой компании является гибкость в управлении.
Многие сравнивают этот год с 2009-м, и говорят, что сегодняшний кризис сильнее. Шесть лет назад многие коллеги переживали спад намного легче, чем мы. Тогда с учетом наличия тех финансовых ресурсов наша компания стояла на грани выживания, год был очень тяжелым. 2015-й был совсем не таким – он был сложным, но мы работаем.
Автор: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: итоги года