На выставке «Московский часовой салон - 2000» каминные часы были представлены всего несколькими участниками. И тем не менее, выставленные экспонаты привлекли к себе большое внимание. Проявленный к ним интерес побудил и нас познакомиться с этим своеобразным типом часов поближе.
Каминные часы - это особый вид часов, форму, отделку и общий стиль которых определяет место их размещения, архитектурно-пространственное окружение. Благодаря своей ярко выраженной декоративной функции каминные часы можно отнести к предметам интерьера, дополняющим, а иногда и формирующим, домашнюю обстановку. Подобные изделия не являются часами в обычном смысле слова, по своей сути они являются частью декоративно-прикладного искусства, традиции которого складывались тысячелетиями.
Идея изготовления каминных часов относится, по всей видимости, к готической эпохе. Усовершенствование слишком громоздкого до той поры часового механизма позволило перейти от производства габаритных комнатных часов (прототипа современных напольных) к созданию более разнообразных и компактных настенных и настольных часов. Особую популярность каминные часы приобрели в XVIII веке во Франции. Эти часы как нельзя лучше соответствовали необыкновенной роскоши французского двора той эпохи. Оформление каминных часов повторяло отделку самих каминов, где использовали мрамор, бронзу, керамику. Изготовлением этих шедевров занимались не столько сами часовщики, сколько краснодеревщики, бронзовщики, скульпторы, художники по эмали, гончары. Большинство создателей каминных часов заказывали механизм «на стороне», а на циферблате писали свое имя. Часы выполнялись в различных стилях: барокко, рококо, «aux sauvages» (скульптурные часы, украшенные фигурами негров, индейцев и т.д.), ампир. Литая бронзовая и золоченая фигурная пластика часов воспроизводила библейские сюжеты или сцены из античной мифологии, романтические или галантные сценки; для украшения часов использовали египетские и греческие орнаменты, фигурки амуров, сатиров и купидонов. Найти такие часы сейчас можно лишь в музеях, личных коллекциях и антикварных магазинах.
Впрочем, и сегодня создаются прекрасные образцы каминных часов как традиционного, так и современного дизайна. Но использование дорогостоящих материалов (например, бронзы) и ручного труда, требующего больших затрат времени, не позволяет выйти такого рода часам за рамки эксклюзивности. Будучи престижным и очень дорогим предметом интерьера, настоящие каминные часы по-прежнему доступны очень немногим.
Тем не менее, минувший «Московский часовой салон – 2000» позволил увидеть новую перспективу в этом направлении. Заметным событием стало появление скульптурных камнелитых часов отечественного производства, представленных на стенде «Компании Анкона». Мы решили побеседовать о новой продукции с исполнительным директором «Компании Анкона» Ириной Марковой.
Ирина, в чем, с вашей точки зрения, основная особенность этих часов?
Мне кажется, что появление их на российском рынке можно сравнить с созданием в начале века в Америке автомобиля «Ford-T», конечно, в более скромных масштабах часового рынка. Поясню свою мысль. Имидж каминных часов как символа благополучия, достатка, даже роскоши, сформирован у нас еще с детства благодаря фильмам о жизни аристократов и миллионеров, походам в художественные музеи и т.д. Таким образом, одно из основных потребительских качеств таких часов - подтверждение статуса владельца, престижности его жилища.
Однако, до недавнего времени соответствующие этому имиджу часы (даже современные, не говоря уже об антиквариате), например, литые из бронзы, были доступны очень узкому слою потребителей с высоким уровнем доходов. Применение же технологии литья из камня позволяет снизить их цену в 5-6 раз, при этом часы ничуть не проигрывают во внешнем виде и других потребительских характеристиках. Таким образом, мы получили продукцию, удовлетворяющую давно существующий спрос в достаточно массовом сегменте потребителей со среднем уровнем доходов.
Вы говорите о применении новой технологии. Уверены ли вы, что она выдержит проверку временем, и у сегодняшних покупателей не возникнет проблем в будущем?
Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что суть каменного литья заключается в том, что измельченная мраморная крошка вместе со связующим составом заливается в готовую форму, застывает, а затем полученная отливка подвергается специальной термической обработке. Перспективность данного вида технологии определяет, прежде всего, экономическая и экологическая эффективность процесса. Преимущества в производстве мраморной крошки как сырья очевидны в сравнении с другими материалами, которые применялись до сих пор. Изделия из бронзы, например, вполне сопоставимы по долговечности с каменными, но мало кому доступны по цене. Что касается деревянных, гипсовых или керамических часовых корпусов, то по своим качественным характеристикам они значительно уступают изделиям, полученным в результате каменного литья. Ценность камнелитым изделиям придают механическая прочность, износоустойчивость, химическая стойкость, термостойкость и огнеупорность.
Специальная техника окрашивания позволяет отлично имитировать бронзу (при том, что такое изделие будет в несколько раз дешевле), или ценные породы дерева. Широко используются различные техники золочения.
Добавлю, что были проведены официальные термические испытания новой продукции и в печи, и в морозильной камере. Опытные образцы прошли их успешно - камнелитые изделия уникальны по своей устойчивости к различного рода воздействиям. Так что наши покупатели могут не волноваться.
Представленные на выставке модели имеют достаточно специфический дизайн. Насколько широк спрос на такого рода продукцию?
Дизайн часов, представленных на выставке, повторяет наиболее удачные модели сувенирной продукции, изготавленные по той же технологии, которые успешно продаются уже в течение 5 лет. Успех каминных часов на «Московском Часовом Салоне - 2000» подтолкнул к применению освоенной техники для изготовления настенных и настольных часов, а также бытовых изделий, например, светильников.
Расширился ассортимент уже привычных монолитных каминных часов. Теперь это не только различные скульптурные композиции, но и модели более строгого дизайна.
Помимо изделий, целиком выполненных из мраморной крошки, сейчас активно используется сочетание камнелитых скульптур, окрашенных под мореное дерево, с деревянными корпусами. Было принято решение не ограничиваться только настольными моделями и начать производство настенных часов по этой технологии.
Очень удачной находкой стало применение техники витража в каминных и настольных часах. Витраж составляется по классической венецианской технологии из крашенного в массе стекла и металла. Оригинальная идея использовать в оформлении часового корпуса мозаику из цветного витражного стекла дает возможность привнести в домашнюю обстановку частичку старинного архитектурного декора.
Эксперименты идут не только в области сочетания материалов. Так, недавно в нашем ассортименте появились двусторонние настольные часы, которые предназначены для письменного стола и не имеют, если можно так выразиться, изнанки. Циферблаты и скульптурная композиция на них расположены симметрично с фронтальной и тыльной сторон.
В ближайших планах расширение ассортимента не только за счет создания новых скульптурных композиций, но и путем использования в дизайне авангардного и строгого классического стилей. На следующей выставке гамма каминных часов будет более разнообразной как по стилю, так и по вариантам исполнения.
Тимофей ФРОЛОВ
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №3-2001
Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна