Почему крупнейший французский производитель часов сделал коллекцию с маркировкой Swiss Made и собирается ли он переезжать в Швейцарию, нам рассказал Эрве Керкрет, директор по экспорту.
Будучи французской компанией, в прошлом году вы впервые выпустили часы с маркировкой Swiss Made. Почему вы сделали этот шаг только сейчас?
Мы просто никогда не задумывались над этом вопросом, как человек не задумывается, с какой ноги пойти. Да, с момента основания мы позиционировались именно как французская компания. Причем исторически мы не просто часовой бренд, какие сейчас появляются по пять штук в день, а производственная компания. У нас собственное дизайнерское ателье, собственная сборочная фабрика, причем довольно значительная. Michel Herbelin — лидер часовой отрасли Франции, ежегодно мы выпускаем около 90 000 штук часов. И для нас вопрос происхождения часов никогда даже не возникал.
Понимаете, мы расположены в тех же горах Юра, что и Ла-Шо-де-Фон, Сент-Имье, только на другом склоне хребта — со стороны Франции. Именно отсюда 400 лет назад в Швейцарию пришло часовое дело. Исторически в этом регионе люди всегда могли довольно свободно перемещаться. И сейчас очень многие жители небольших городов и деревень, расположенных вокруг нашего Шаркемонта, ездят на работу в Швейцарию, где они трудятся на часовых фабриках. Вы наверняка знаете, что там принята практика, когда постоянного персонала на фабрике почти нет, а при получении заказа ее владелец просто набирает рабочих на определенный срок. Так что можно сказать, что и наши, и швейцарские часы производят одни и те же люди. С учетом того, что оборудование у нас точно такое же, как и по ту сторону гор, и механизмы мы используем тоже швейцарские, никакого различия в качестве товара между нами и марками, которые ставят на циферблате надпись Swiss Made, просто нет.
С другой стороны, когда Мишель Эрбелин создавал свою компанию в 1947 году, он хотел производить качественные, но недорогие часы. И этой стратегии мы придерживаемся до сих пор. Расположение во Франции, где многие вещи чуть дешевле, чем в Швейцарии, позволяет нам добиться оптимального соотношения цены и качества. Так что мы сами и думать не думали делать часы с маркировкой Swiss Made. К этому нас подтолкнул российский дистрибьютор, компания «Авента». И в прошлом году мы заказали сборку части моделей в Швейцарии, чтобы надпись про страну происхождения стояла на абсолютно законных основаниях.
И как, вы довольны результатами?
Пока мы изучаем реакцию, но уже могу сказать, что да, довольны. В мире есть страны, где швейцарское происхождение часов ценится очень высоко. С первой же поставкой моделей Swiss Made продажи в России просто взлетели: некоторые магазины продавали по 30 штук в месяц! Очень позитивная реакция была и среди дилеров из других стран — прежде всего из Восточной Европы.
Вы планируете увеличить производство таких часов?
Мы думаем. Если бы мы были фирмой-однодневкой, чей штат составляют пять человек, то нам было бы все равно, где расположен офис. Но мы — производственная компания. А если мы переориентируемся на выпуск часов с маркировкой Swiss Made, это означает, что нам придется отдавать их сборку на сторону, а собственные мощности останутся незагруженными. Так что не все так просто.
Но ведь швейцарское происхождение повышает продажи и дает возможность повысить цену на часы, и акционеры должны быть однозначно «за» такие перемены…
Это справедливо для некоторых стран, прежде всего — для России. Но есть и другие рынки, где покупатели вполне лояльны к французскому происхождению часов и люди обращают гораздо большее внимание на цену. В этом случае мы можем потерять продажи. К тому же у себя дома, во Франции, клиентов вполне устраивало текущее положение дел. А что касается акционеров — мы до сих пор остаемся независимым семейным предприятием. Поэтому при принятии решений имеем возможность ориентироваться не на котировки акций и требования дивидендов, а на то, что считаем правильным.
К освоению швейцарской территории вас подтолкнул кризис?
2009-й год был трудным для всех, в том числе, не скрою, и для нас. Дело даже не в том, что у людей стало меньше денег — люди стали придерживать их. Ситуация вернется, когда у людей появится уверенность в завтрашнем дне. Пока во многих странах картина остается сложной. Например, у нас во Франции очень многие потеряли работу, и это, естественно, негативно сказывается на продажах. Но здесь, на BaselWorld, можно услышать много позитивных новостей. Все говорят, что сейчас плохое время для производителей, но у розничной торговли дела пошли в гору. А это значит, что скоро им потребуется новый товар — новый, в том числе означает подходящий для новых условий. Но сперва должен возникнуть комфорт в головах. А на это нужно время. Думаю, что ситуация начнет налаживаться в 2011 году, а отдельные позитивные сдвиги мы увидим уже в середине 2010-го.
В России это маловероятно. У нас лето — традиционно сезон низкого спроса.
Да, я знаю об этом. Однако за спадом всегда идет осенний подъем, и торговле нужно быть готовой к росту спроса. Прежде всего, это означает, что нужно иметь хорошее товарные остатки. А еще для стимулирования спроса необходима реклама. Часы — это тот товар, о котором покупатель задумывается едва ли не в последнюю очередь. Поэтому очень важно показывать ему наши продукты. Ну и, разумеется, предложение магазинов должно быть адекватно текущим интересам и возможностям покупателей. Мы работаем над этим — активно разрабатываем новые модели.
Какими они будут — Michel Herbelin будущего?
Начиная с прошлого года, мы провели большую работу по адаптации нашей коллекции к текущим экономическим условиям. Не только в России или во Франции — во всех странах покупатель стал более экономным и внимательным при выборе товара. Если раньше люди покупали то, что нравится, и не всегда обращали внимание на цену, то сейчас очень внимательно смотрят и на дизайн, и на цифры. Поэтому нам пришлось внести значительные изменения в свою стратегию и ассортимент.
Основной вектор перемен — формирование более демократичного предложения. У нас были новинки в средней категории, но, прежде всего, на выставке мы показываем много классических моделей в базовой линейке марки. Например, мы добавили элегантных тонких моделей, как на ремешках, так и на браслетах. Ключевое внимание при их разработке уделялось цене, и в результате мы можем предложить покупателю множество моделей в диапазоне 300— 450 евро — это именно то, что ищут люди. Часы со вторым часовым поясом стоят около 800 евро — согласитесь, это недорого! Есть премьеры во всех коллекциях, как женские, так и мужские. При этом сейчас большая часть коллекции укладывается в границу 1000 евро.
Все-таки современные технологии позволяют творить чудеса: двадцать лет назад такие быстрые перемены в модельном ряде были просто невозможны! Благодаря наличию своей дизайнерской команды нам менее чем за полгода удалось разработать целую серию моделей. Период от первого карандашного наброска до прототипа сузился до нескольких недель: набросок, чертеж на компьютере, и вот программный станок уже вытачивает детали корпуса. Остается собрать и посмотреть, не нужно ли внести какие-то изменения. Наличие собственного сборочного производства также сильно помогло нам в этом году: в отличие от многих других компаний, отдающих все операции на аутсорсинг, нам не пришлось ждать, когда поставщик сумеет собрать готовые часы.
Как оценили эти новинки ваши партнеры?
Очень позитивно, предсказывают этим моделям хорошие продажи! Вообще, люди видят и результаты нашей работы, и наше отношение к партнерам. Мы семейная компания, и основа нашего успеха — хорошие отношения с розничными магазинами. Мы не заинтересованы в переполненных витринах и в том, чтобы загрузить под завязку полки магазинов. Нам нужно, чтобы ритейлеры были довольны работой с нами, а это означает, что мы должны обеспечить высокую оборачиваемость коллекций. Предпринятые нами в последние полгода шаги позволили резко увеличить продажи в России. В вашей стране покупатели имеют культуру отношения к часам. Люди ценят вещи оригинальные, стильные и все больше обращают внимания на Michel Herbelin. Это очень приятно, и мы прогнозируем рост продаж в вашей стране.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №4-2010
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна