Елена Быстрова: бороться с демпингом должны сами бренды
— Какую ситуацию с продажами вы наблюдаете в Санкт-Петербурге? У города есть загадочная репутация, что часы здесь по непонятным причинам продаются не очень хорошо.
— В целом, можно заметить как продажи упали, но я не могу связывать это именно с геолокацией, это общая ситуация в стране. Скорее сказывается общий кризис и, в частности, неясная, нестабильная ситуация «наверху». Люди сейчас несколько напряжены, находятся в ожидании разрешения ситуации, поэтому неохотно расстаются с деньгами. Часы — товар не первой необходимости. Люди меньше тратят деньги на статусные товары, отдавая предпочтение более практичным покупкам.
— Большая часть ваших магазинов находится в ТЦ, какова сейчас проходимость?
— Все верно, у нас сеть из восьми магазинов, шесть из них — островные и два отдельностоящих. Островные магазины в ТЦ экономически менее затратны, поэтому пока нас устраивает этот формат. Проходимость хорошая, людей достаточно много. Однако, как уже говорили, люди не стремятся к эмоциональным покупкам, так что по всем магазинам наблюдаем, в целом, схожую картину.
— Какие бренды у вас ведущие? Планируете ли вы перемены в портфеле?
— Мы находимся в среднем ценовом сегменте, для нас это наиболее актуальный выбор. Были мысли добавить часы из совсем недорогой ценовой ниши, но побоялись за репутацию магазинов и отказались от этой идеи. Передовые наши бренды Casio, Orient — всегда показывают стабильные продажи. Расширять ассортимент новыми марками пока точно не планируем, так как пока такой возможности нет, нужны достаточно большие денежные ресурсы.
— Есть ли у вас в ассортименте аксессуары? Как ведете работу с ними?
— Да, есть ремешки и браслеты, а недавно добавили бренд Sokolov (ювелирные украшения и часы). Получилось, своего рода, подспорье. Помимо регулярных продаж, также предлагаем акции: при покупке часов в подарок дается скидка на аксессуары 25%. Это очень хорошо способствует и продажам часов и продажам товарам Sokolov.
— Как у вас ведется работа с персоналом?
— У нас есть менеджер по персоналу, он отвечает, в том числе, и за регулярное обучение. Также всегда рады посещать тренинги, которые устраивают бренды и партнеры. Продавец — ключевая фигура в магазине. Не раз замечали, что в одном и том же магазине и при той же, например, выкладке товара, выручка двух продавцов может иметь колоссальную разницу. Мы ищем заинтересованных людей, которых «цепляет» тема часов. И если находим, то ценим такое сотрудничество, у нас особой «текучки» не наблюдается. Бывает так, что приходят покупатели из нашего интернет-магазина за определенным товаром, но, увидев часы вживую, могут поменять свое решение. И тут особо важна грамотная работа персонала. Обычно, в таких случаях, клиент уходит с часами из ассортимента магазина, без покупки не остается.
— Давайте поговорим подробнее об интернет-торговле. У вас есть свой интернет-магазин?
— Да, на сайте www.ankershop.ru можно приобрести часы. Здесь хорошая навигация, есть каталог с различными фильтрами, очень удобно подобрать то, что хочется. Также часы можно заказать и посмотреть/примерить в любом из наших магазинов. Вот почему, полагаю, оффлайн-ритейл всегда будет иметь свое место в бизнесе. Часы удобно выбрать по картинке в интернете, но перед совершением покупки зачастую людям захочется померить, рассмотреть вживую. Также сайт дает возможность предложить сразу огромный ассортимент товара, что трудно сделать в рамках оффлайн-магазина.
— Занимаетесь ли вы продвижением в соцсетях?
— Да, мы пытаемся не отставать от тенденции и размещаемся на всех популярных площадках. Повсеместно специалисты говорят о важности и актуальности этого канала. По нашему опыту, активность есть, будем стараться развивать и эту область тоже. На данный момент мы больше вкладываемся в свой интернет-магазин и отдачи видим больше оттуда: 20-30% от общих продаж! Facebook и Instagram используем как рекламную площадку и для коммуникации с клиентами. Там размещаем информацию о новинках и предстоящих акциях и скидках.
— К слову о скидках. Что вы думаете о демпинге интернет-магазинов?
— Думаю, что, в первую очередь, бороться с ними должны сами бренды. Низкие цены в интернете формирует неправильное представление о марке. Допустим, покупатели начинают думать, что стоимость часов Fossil — 6000 рублей и, зайдя в часовой магазин крайне удивляются другим ценам. Покупатель начинает ждать скидку, чтобы их приобрести, скидки все нет, часы не покупаются и уходят из ассортимента. Разделяю мнение большинства, что это общая проблема и бороться с ней стоит скооперировавшись. Несмотря на то, что мы конкуренты, в сложившейся ситуации стоит действовать сообща, как партнеры.
— Как вы планируете провести нынешний год?
— Сейчас, как и в любой другой кризис, мы выживаем, поэтому особых перемен не планируется. Хочется сохранить количество магазинов, займемся оптимизацией брендов, представленных в магазинах, и будем продолжать развивать интернет-направление.
— А все-таки…Почему «Анкер»? Люди, часами увлеченные, знают об этой маленькой детали в механизме, но большинству на ум придет анкер строительный.
— Когда задумался часовой магазин, уже висели всюду вывески «Час», «Минутка». Хотелось чего-то необычного, часового и на букву «А», чтобы быть первыми во всех списках. План сработал! (смеется)