Эдуард Уткин: «Это в чистом виде волюнтаризм»

Текст выступления

Проект постановления Правительства, устанавливающий порядок функционирования и этапы внедрения ГИИС ДМДК, проходит процедуру согласования.

Проектом предусмотрена маркировка ювелирных изделий, которая ранее никогда и никем в ювелирном деле не применялась. Сегодня ни у кого нет опыта её применения. Участники рынка считают её сложной, затратной и болезненной, порождающей множество вопросов по внедрению и применению.

Мы собрали перечень наиболее важных вопросов, которые по мнению ювелиров необходимо решить до утверждения Проекта. Получилось 12 вопросов концептуального характера и 6 вопросов технического характера.                                                                                                      

ПЕРЕЧЕНЬ

вопросов, требующих решения до утверждения

порядка функционирования ГИИС ДМДК 

1.  Внедрение маркировки ювелирных изделий предполагает нанесение штрих-кода лазером на металлическую поверхность изделия. После завершения финишных операций штрих-код необходимо сканировать с целью идентификации изделия (считать УИН) при помощи оптического считывателя штриховых кодов с металлических поверхностей. Этот УИН производитель обязан дублировать в DataMatrix-code или QR-code, которые наносятся на бирку. В розничных торговых сетях продавцы будут производить считывание именно с бирок, а контролирующие органы должны будут сверять штрих-код на бирке со штрих-кодом на металле.

Сегодня на рынке нет оптических считывателей требуемого качества и доступных по цене, а такой считыватель потребуется каждому производителю.

Вопросы:

Как организовать производственный процесс при невозможности идентификации изделия?

Когда будут разработаны оптические считыватели и когда появятся в продаже?

Стоимость?

Качество работы (корректность и достоверность считывания)?

2. Вызывает множество вопросов срок введения обязательной физической маркировки изделий из старых товарных остатков.

Предполагается, что с 01.07.2021 года вся вновь выпускаемая продукция подлежит обязательной маркировке при сдаче изделий на опробование и клеймение. Изделия из старых товарных остатков, находящиеся в розничных торговых сетях и на складах производителей, должны быть также промаркированы в срок до 01.01.2023 года, то есть в течение 18 месяцев.

Пропускная способность подразделений ФПП по опробованию, клеймению и маркировке составляет от 65 до 80 млн. штук изделий в год. Ежегодный выпуск изделий из золота равен 30 млн. штук. Ежегодный ввоз ювелирных изделий из серебра, подлежащих опробованию и клеймению, добавляет еще 15 млн. штук. Таким образом, запас мощности ФПП на маркировку старых товарных остатков составляет от 20 до 35 млн. штук. Объем остатков оценивается в 120 млн. штук. Необходимый срок для маркировки товарных остатков составляет 3 года. Проект предусматривает их маркировку в течение 1, 5 лет.

Ожидаемые последствия:

а) замораживание товарных остатков в инспекциях и оголение торговых прилавков в магазинах;

б) увеличение сроков опробования и клеймения новой продукции, образование очередей в инспекциях и порождение неформальных методов ускорения работ;

в) повреждение изделий и камней, поступивших на маркировку, создадут необходимость в дополнительной финишной обработке;

г) возникновение проблем идентификации при прикреплении ранее снятых бирок;

д) образование дополнительных затрат на пересылку (перевозку) товарных остатков.

Предложение:

Срок маркировки товарных остатков необходимо продлить до 01.01.2024 года.

3. Изделия из серебра не опробуются, не клеймятся и не маркируются. Каждому изделию в системе присваивается уникальный идентификационный код, который наносится на бирку в виде графического кода (DataMatrix-code или QR-code) для электронной идентификации.

ФПП предлагает дополнительно к данным передаваемым в ГИИС ДМДК прикреплять фото изделия для визуальной идентификации.

В розничных торговых сетях могут отсутствовать полные каталоги продукции каждого поставщика.

Ожидаемые последствия:

а) розничные торговые сети будут запрашивать фото у производителей;

б) увеличатся расходы на фотосъемку;

в) товарные остатки изделий, поставленных на условиях оплаты по мере реализации, будут возвращены поставщикам, что затормозит торговый оборот.

Предложение:

Отказаться от предоставления фотографий изделий из серебра и ещё раз внимательно изучить вопрос: нужна ли фотосъемка всех товарных остатков из данного металла?

4. Маркировка ювелирных изделий – это новая дополнительная нагрузка на ФПП, которая вводится без увеличения штатной численности сотрудников. Следовательно, сроки опробования и клеймения вырастут.

Вопросы:

Насколько?

Есть ли прогнозы или расчеты?

5. Как быть с маркировкой легковесного ассортимента? Доля проблемной, в части нанесения и считывания штрих-кодов, продукции в легковесном ассортименте доходит до 20%. Либо нет места для нанесения, либо метка не сохраняется при проведении финишных операций обработки.

Потребуется либо изменение дизайна изделий, либо изменение технологий производства, либо отказ от выпуска части самого ликвидного ассортимента, так как реализация продукции без маркировки предполагает уголовную ответственность (ст.171.1 УК РФ).

Примечание: Средний вес выпускаемых изделий 1, 89 грамма.

Предложение:

Установить минимальный пороговый вес изделий, при котором маркировка не производится.

6. Что делать с УИНами на парной продукции (серьги и запонки)?

Каждая полупара имеет свой УИН, а полупары образуют одно изделие, которое тоже должно иметь один УИН. Возникает проблема преобразования двух кодов в еще один (новый).

7. Как правило, в сплаве золота присутствуют серебро или палладий. Иногда изделия изготавливаются составными из двух металлов, основной металл серебро, дополнительная вставка из золота. Основной металл выводится из оборота на основании подтвержденной пробы. Процентное содержание других металлов не подтверждается ничем.

ФПП предлагает списывать эти металлы как производственные потери.

Но списывать на потери нельзя. Не будут стыковаться данные материального, бухгалтерского и налогового учетов. Также могут возникнуть претензии со стороны налоговых и правоохранительных органов.

Вопрос: На основании каких данных выводить из оборота дополнительные драгоценные металлы в лигатурном сплаве золота?

8.  ФПП обещала провести (совместно с представителями отрасли) аудит бизнес-процессов и тестирование экспериментального оборудования (электронный микроскоп, сопряженный с графическим сканером, взамен оптическим считывателям). Для прогноза работоспособности системы требуются данные по тестированию и аудиту следующих бизнес-процессов:

- приемка/выдача;

- маркировка;

- считывание;

- маркировка и считывание по проблемному ассортименту (легковесному);

- ввод/вывод ДМДК;

- распределение металла по УИНам;

- навешивание бирок и ярлыков на производстве в процессе идентификации изделий;

- направление отчетов в ГИИС.

Предложение:

Как показал опыт участников рынка лекарственных средств, нельзя вводить в действие систему, не прошедшую тщательного тестирования, иначе и регулятор, и оператор, и участники рынка будут вынуждены столкнуться с проблемами в ходе её эксплуатации.

9. Внедрение в эксплуатацию сложной системы предполагает наличие в отрасли технически грамотных собственников и обслуживающего персонала. Таких в отрасли крайне мало, о чем свидетельствуют задаваемые уже не по первому кругу вопросы. Отрасль на 95% состоит из предприятий малого и микро бизнеса. Эти предприятия имеют ограниченный штатный состав. Низкий уровень квалификации пользователей системы – это самостоятельный и значительный риск для ее устойчивой и эффективной работы.

Предложение:

Нужна программа подготовки и обучения персонала. Кроме того, крайне необходимо создание горячей консультационной линии для пользователей системы. Также желательно поэтапное внедрение системы с усложнением задач на каждом этапе и с обязательной оценкой работоспособности предыдущего этапа.

10. Не выработано решение по перекрытию каналов нелегального оборота, ради чего и вводится в действие ГИИС ДМДК (и чем оправдываются затраты участников рынка на внедрение системы):

а) производство ювелирных изделий из монет;

б) реализация изделий через церковные лавки;

в) вывод драгоценных металлов через списание на потери;

г) реализация изделий с заведомо нечитаемыми метками;

д) использование драгоценных камней под видом недрагоценных камней;

е) реализация между физическими лицами через Интернет.

Примечание:

Разрешительный порядок реализации, как в ЕГАИС со спиртным, в ГИИС ДМДК не предусмотрен.

Вопрос:

Какие меры планируется предпринять для перекрытия обозначенных каналов нелегального оборота?

11. Какова степень надежности работы программного обеспечения и серверного оборудования? Ни то, ни другое в тестовом режиме еще не запускалось. Более того, серверное оборудование еще не закуплено, а техническое задание на создание ПО не утверждено. Постановление Правительства РФ, определяющее порядок внедрения и порядок функционирования ГИИС ДМДК, еще не подготовлено.

Внедрение системы в сильно сжатые сроки может привести к недоработкам и даже ошибкам в построении, что повлечет за собой сбои.

Сбой в работе может привести к параличу всей системы, как мы это наблюдали на рынке лекарственных средств. А ведь ЦРПТ – это более профессиональная команда, уже имеющая опыт обеспечения работоспособности систем в других отраслях.

Вопрос:

Когда планируется запуск системы в тестовом режиме?

12. Поэтапный ввод системы в эксплуатацию предполагает переход к каждому последующему этапу, как по лестнице, от простого к сложному. Каждый такой переход должен основываться на оценке работоспособности предыдущего этапа. Поэтапность внедрения заложена в проекте.

Вопрос:

Будет ли производиться оценка работоспособности этапов?

13. По оценке отраслевых экспертов основные риски теневого (нелегального) оборота ДМДК формируются на этапах добычи и аффинажа драгоценных металлов. При реализации задачи обеспечения прослеживаемости движения ДМДК основные усилия и ресурсы концентрируются на этапах производства и продажи ювелирных изделий

(маркировка). Не надо забывать, что рынок ювелирных изделий составляет всего-навсего  9% от общего объема оборота драгоценных металлов. Но почему-то считается, что именно через рынок ювелирных изделий легализуется основная часть теневого оборота драгоценных металлов. Слитки, гранулы, монеты, изделия технического назначения и лом ювелирных изделий маркировки не подлежат.

Вопрос:

Нет ли в этом противоречий? Возможно, стоит сместить акценты?

14. Не определены алгоритм внесения данных в ГИИС ДМДК и порядок маркировки изделий при их ввозе в Российскую Федерацию.

Вопрос:

Какие возможны варианты, исключающие риск нелегального ввоза?

15. Не учитывается фактор масштабного распространения второй волны коронавируса, который может существенно затормозить все бизнес-процессы, и увеличить сроки опробования, клеймения и маркировки изделий относительно расчетных.

Предложение:

При установлении контрольных сроков внедрения системы необходимо сделать поправку на болезнь или перевод сотрудников на удалённый доступ.

16. Предполагается, что весь полученный от поставщиков металл (приобретенный, или давальческий) на выходе готовой продукции должен быть расписан по определенным УИНам конкретных ювелирных изделий. Расписать его в достоверном виде невозможно. На производстве действует принцип «единого котла». Даже в теории из 1 кг. чистого золота нельзя изготовить 1,7 кг изделий 585 пробы. Образуются стояки, выкусы, опил, шлифы и другие виды отходов. Также добавляются закрепленные камни. На любое изделие расходуется часть нового металла и часть оборотного, и распределение по УИНам – это самообман, так как металл от всех поставщиков в производственном процессе смешивается.

Вопросы:

Для решения какой задачи это необходимо?

Для чего к УИНам готовой продукции подвязывать поставщиков сырья?

17. Единовременные затраты на организацию одного рабочего места сотрудника, обслуживающего систему, составляют 100 тыс. руб. (без учета стоимости оптического считывания). Ориентировочная стоимость одного оптического считывателя составляет от 100 до 250 тыс. руб.

Ежегодные затраты на администрирование обязательных требований и обслуживание системы составляет 400 тыс. руб. для одного субъекта предпринимательской деятельности. Это новые дополнительные издержки ювелирных компаний на непрофильную деятельность. Эти средства можно было бы потратить на совершенствование дизайна, технологий, производственного процесса и модернизацию оборудования.

При этом полностью сохраняются все издержки по администрированию обязательных требований в соответствии с законодательством по противодействии отмыванию доходов.

Кроме того, ювелирные магазины лишаются возможности применения ЕНВД, на практике это означает увеличение налоговой нагрузки в 3 раза с 2021 года.

С 2022 года вводится лицензирование скупки ювелирных изделий и их ломов. Исполнение лицензионных требований – это снова существенные затраты.

Такое увеличение нагрузки на отрасль контрастирует с низким уровнем рентабельности ювелирного бизнеса. Видимо, следует ожидать повышение цен на продукцию, а значит и снижение объемов продаж.

Вопрос:

Могут ли участники рынка рассчитывать на меры по частичной компенсации затрат?

Предложение:

Для уменьшения затрат участников рынка отменить обязанность предоставления сведений об отгрузках товара в Федеральную службу по финансовому мониторингу, так как эту информацию можно почерпнуть из ГИИС ДМДК в порядке межведомственного обмена информацией.      

18. Систему прослеживаемости оборота ДМДК, соответствующую требованиям Федерального закона 41-ФЗ, можно построить либо на основе физического способа прослеживаемости оборота, т.е. с использованием маркировки товаров или сопровождающих их документов (ярлыков, упаковки и т.д.), либо на основе документального способа прослеживаемости оборота, т. е. путем объединения и совместной обработки баз данных всех участников рынка и задействованных в обороте ДМДК государственных структур. Первый способ пригоден только для прослеживаемости оборота конечной продукции и переработки на этапе оптового и розничного оборота уже произведенных товаров. Второй способ максимально эффективен для прослеживаемости всего пути создания и оборота товаров, начиная с момента происхождения сырья, используемого в производстве конечных продуктов.

Причем затраты системы при использовании физического способа прослеживаемости в основном ложатся на участников рынка данных товаров, а при использовании документального способа прослеживаемости – на государственные структуры.

Вопрос:

Есть ли смысл на этапе производства и оборота готовой продукции бытового назначения из ДМДК (ювелирных изделий) отдавать предпочтение физической прослеживаемости через маркировку, если на более ранних этапах движения ДМДК от момента их происхождения в любом случае будет использоваться документальная прослеживаемость?

Общее предложение:

Маркировка ювелирных изделий путем нанесения штрих-кодов непосредственно на металлическую поверхность – это избыточно сложное, чрезмерно затратное, высокорискованное, порождающее множество «подводных камней» и довольно болезненное для участников рынка технологическое решение задачи обеспечения прослеживаемости движения ДМДК. Эту задачу можно решить проще, дешевле, с меньшей долей рисков, понятнее и безболезненнее для участников рынка.

До урегулирования нерешенных вопросов целесообразно отказаться от такого технологического решения задачи обеспечения прослеживаемости движения ДМДК, как маркировка (нанесение штрих-кодов на поверхность изделий).

Предлагаем на первом этапе ограничиться нанесением кодов на бирки и после оценки действенности этого механизма перейти к следующему этапу. 

Вывод: технологическое решение задачи обеспечения прослеживаемости оборота ДМДК методом маркировки ювелирных изделий (т.е. нанесения штриховых кодов с зашифрованным УИНом на поверхности изделий) содержит избыточное количество рисков. Это ставит под сомнение работоспособность системы и создаёт угрозу для бесперебойной работы не только отдельных ювелирных предприятий, но и всей отрасли. Такое решение существенно увеличивает издержки участников рынка на ведение предпринимательской деятельности в сфере оборота ДМДК.

Стремление реализовать желаемые планы и достичь поставленные цели, не считаясь с объективными обстоятельствами и не учитывая возможных последствий, это в чистом виде волюнтаризм.

Волюнтаризм – не ругательство, это антинаучная и идеалистическая философская концепция. Она провозглашает превосходство воли над разумом и материей. Согласно этой концепции человеческая воля способна двигать с места горы. Мы в это не верим, так как исповедуем материализм. Он всегда был ближе и понятнее.

В этом и кроются причины концептуальных разногласий отраслевиков и регулятора по вопросу маркировки.  Мы призываем все заинтересованные стороны посмотреть на ситуацию трезвым взглядом, оценить её объективно. Сделать это нужно именно сейчас, пока не поздно, пока можно что-то изменить.

Источник: agjr.ru